Зальцбургская ветка

Кристаллизация в любви почти никогда не прекра-
щается. Вот ее история. Пока еще не наступила бли-
зость с любимым существом, налицо кристаллизация
воображаемого разрешения: только воображением вы
уверены, что данное достоинство существует в женщи-
не, которую вы любите. После наступления близости
непрерывно возрождающиеся опасения удается разре-
шить более действительным образом. Таким образом,
счастье бывает однообразно только в своем источнике.
У каждого дня свой особый цветок.

Если любимая женщина уступает испытываемой стра-
сти и, совершая огромную ошибку, убивает опасения
пылкостью своих порывов ', кристиллизация на время
приостанавливается, но, теряя отчасти свою напряжен-
ность, то есть свои опасения, она приобретает прелесть
полной непринужденности, безграничного доверия;
сладостная привычка скрадывает все жизненные горе-
сти и придает наслаждениям повышенный интерес.

Если вас покинули, кристаллизация начинается опять,
и каждый акт восхищения, вид каждой формы счастья,
которое она может дать и о котором вы уже больше
не помышляли, приводит к мучительной мысли: «Это
столь пленительное счастье никогда уже не вернется
ко мне! И я утратила его по собственной вине!» Если
вы ищете счастья в ощущениях иного рода, ваше серд-
це отказывается воспринять их. Правда, фантазия ваша
рисует реальные картины; она сажает вас на быстрого
коня и мчит на охоту в Девонширские леса 2, но вы
видите, вы с очевидностью чувствуете, что это не доста-

1 Диана де Пуатье а «Принцессе Клевской».

2 Ибо, если бы вы могли представить себе в этом счастье, крис-
таллизация дала бы вашей возлюбленной исключительную привиле-
гию доставлять вам это счастье.


вило бы вам ни малейшего удовольствия. Вот оптиче-
ский обман, который приводит к выстрелу из пистолета.
В игре есть тоже своя кристаллизация, вызванная
предполагаемым употреблением денег, которые вы вы-
играете.

У ненависти есть своя кристаллизация: стоит лишь
появиться надежде на месть, как снова вспыхивает не-
нависть.

Если всякое верование, в котором есть что-то про-
тиворазумное или недоказанное, всегда стремится из-
брать своего главу среди самых неразумных людей,
это опять-таки одно из следствий кристаллизации. Крис-
таллизация есть даже в математике (вспомним ньюто-
нианцев 1740 г.), в умах людей, которые не в состоянии
в любой момент представить себе всех звеньев дока-
зательства того, во что они верят.

Чтобы убедиться в этом, проследите судьбу вели-
ких немецких философов, бессмертие которых, провоз-
глашавшееся столько раз, никогда не длилось больше
тридцати или сорока лет...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: