Болезнь как переживание. Особенности поведения во время болезни

Как видно из предыдущей главы, всякая болезнь оказывает влияние на человека в целом. Сердце, печень, ухо не заболевают отдельно, в патологическом процессе принимает участие весь ор­ганизм, вся личность полностью. Каждый из нас по своему опыту знает, что самое банальное простудное заболевание, небольшая ранка на пальце или удаление зуба могут серьезно влиять на нас, заставляя уделять себе больше внимания, заниматься этими «бо­лячками». При заболеваниях даже такого порядка и у самых дисцип­линированных людей могут появиться опасения, тревоги, они не мо­гут как обычно выполнять свои трудовые обязанности, всплывают воспоминания о прежних болезнях, портится настроение. Врачи весьма остроумно перефразировали для такого случая известную мудрость: «Скажи мне, какой ты, когда болеешь, и я скажу, кто ты». Конечно, наряду со всеми этими факторами основное значение имеет само заболевание, патологический процесс /например, доб­рокачественная или злокачественная опухоль/, его распростране­ние, протяженность, длительность и т.п. Болезнь и связанные с ней эмоции, чувства, впечатления и реакции неотделимы друг от друга. Важно и третье «слагаемое», которое носит социально-пси­хологический характер: это связи больного человека с другими людьми, с коллективом и их взаимовлияние.

Все вышеописанное обобщается под понятием «поведение во время болезни». При благоприятных обстоятельствах больной после разъяснений врача старается принять к сведению симптомы заболе­вания и сам факт его, приспособиться к создавшейся ситуации. Это приводит к установлению лучших контактов с лечащим персоналом, появляется и больше шансов на выздоровление, так как в таких случаях эффективность любых видов терапии несравнимо повышается. В дру­гих же случаях, если человек не знает, чем он болен или что он болен вообще, возникают различные патологические реакции, боль­ной плохо адаптируется или вообще оказывается не способным прис­пособиться к сложившейся ситуации. Он вообще не идет к врачу или обращается к нему за помощью, когда зачастую уже бывает слишком поздно. Возникают различные, порой очень серьезные, ос­ложнения, которые делают затруднительными попытки применения каких-либо терапевтических мероприятий, затрудняя тем самым безмерно восстановление здоровья, возвращение к трудовой и со­циальной жизни. Именно поэтому так важно узнать больного и по­нять его, понять, что происходит в душе страдающего человека. Это может способствовать лучшей адаптации его к новой жизнен­ной ситуации, успешному лечению и выздоровлению.

Прежде всего остановимся на том, что такое сама болезнь /здесь в целом речь пойдет о соматическом - телесном, физичес­ком - заболевании, т.к. о психических заболеваниях речь шла в предыдущих главах/. В удивительном, очень сложном и тонком цар­стве человеческого организма появляется какая-то ошибка, какая-то неполадка. О происшедшем изменении и временном или длитель­ном расстройстве мы узнаем благодаря интероцептивным раздраже­ниям, ощущениям. Случается, что безупречные до того функции на­рушаются, а то и вообще прекращаются. Например, в случае воспа­ления можно получить определенную информацию благодаря тактиль­ным ощущениям, зрительным /видим покраснение кожи, набухание/ и пр. Однако не всегда нарушения функций, патологические изме­нения ощущаются в должной мере. Бывает, что заболевший орган посылает импульсы-раздражители, но они настолько слабые, что получили название подпороговых. Эти раздражители вы­зывают определенные ощущения, чувства, мысли, воздействуют на наше физическое и психическое состояние, на наше общее самочув­ствие. Большое влияние на формирование психической реакции, свя­занной с заболеванием, оказывают распространение и интенсивность патологического процесса, сумма всех вызываемых им ощущений.

Первая «встреча» с болезнью может быть неожиданной, когда нарушение функции, боль, отчетливо входя в наше сознание, дают о себе знать, составляют основу распознавания возникшей болез­ни. В других случаях болезнь «подкрадывается» медленно, воздей­ствуя на нашу психику не резко, а входя в сферу сознания пос­тепенно. Бывает, что обнаружение какого-либо признака заболева­ния непосредственно воздействует на нашу эмоциональную сферу, а в других случаях патологические процессы прежде всего изме­няют наше общее самочувствие, вызывая утомляемость, подавленность. Есть транзиторные /преходящие/ острые болезни различной степени тяжести, которые возникают, сопровождаясь бурными симп­томами. Но гораздо больше хлопот причиняют заболевания хрони­ческие, длительные или постоянные, особенно те из них, которые неизлечимы и имеют смертельный исход. Их лечение - сложная за­дача. Характер патологического процесса, протекающего в организ­ме, его распространенность, развитие, излечимость или неизлечи­мость, нарушения и выпадения функций с осложнениями или без осложнений, степень восстановления здоровья - все это имеет жизненно важное значение не только в объективном смысле, но и с точки зрения личности. Важную роль приобретают отдельные органы и их системы как на основе их биологического значения, так и в результате появляющихся симптомов их заболевания.

Так, например, болезни сердца и вызванные ими жалобы /ска­жем, кислородный голод/ служат почвой для совсем иных ощущений чем, например, заболевания мышц или суставов. Особая роль при­надлежит главному органу «приспособления» - головному мозгу. Временное или хроническое нарушение функций этого органа корен­ным образом может повлиять на нашу психическую реакцию, связан­ную с болезнью. Особая роль принадлежит еще и лицу, повреждения, деформации которого сильно влияют на отношения между людьми, на социальные и эмоциональные проявления, да и на подвижность /при­мером могут служить банальные воспаления периферических лицевых нервов, имеющие очень тяжелые последствия/.

На подход к проблеме заболевания - как практический, так и с точки зрения клинической психологии - прежде всего влияет личность человека. Человеческая личность, которая представляет собой сумму врожденных и приобретенных физических и психических особенностей, может по-разному относиться к болезни. Множество бед постигает нас извне. Известен хрестоматийный пример о роли случайности: это пример с тем самым кирпичом, который может не­ожиданно свалиться нам на голову и вызвать не только заболева­ние, но и смерть. Болезни могут возникать и в результате взаи­модействий среды и организма. Немало и таких болезней, возбуди­тели которых, причины появления коренятся в личности самого за­болевшего, в отношениях нашей психики с окружающей средой. В противовес примеру о роли случайности нередко приходится наб­людать и склонность к конфликтам, несчастьям со всеми последствиями. Не менее важна и роль инстинктов, страстей, конфликтов личности, которые могут привести к физическим, телесным заболе­ваниям. Свойствами личности определяется и то, как мы переносим болезнь, как относимся к ней, ведем себя.

Единство психического и физического особенно подчеркивает­ся в работах М. Балинта. Огромный конкретный материал, накоплен­ный психотерапевтическими группами, работавшими под руководст­вом этого врача, показывает, какое место занимает то или иное заболевание в жизни личности, в ее проявлениях, среди всех на­копленных человеком впечатлений: оно занимает среди них точно определенное место. Возникновение болезни, реакция на нее, все чувства и поступки, связанные с болезнью, - единое целое. Психические и физические функции, связанные с ними патологические процессы неотделимы друг от друга, они тесно взаимосвязаны, слов­но ключ с замком.

Заслуживает внимания и вопрос о личности до наступления бо­лезни /о так называемой преморбидной личности/. Более зрелая личность реагирует на беду, болезнь совсем иначе, чем ребенок, с его незрелой личностью; уверенный в себе человек также вос­принимает болезнь иначе, чем неуверенный, со слабой волей, лег­ко поддающийся влияниям извне. Пассивный, мало двигающийся па­циент легче переносит прикованность к постели, чем энергичный, темпераментный, ни минуты не сидящий на месте сангвиник.

Важны и переживания, связанные с болезнью /внутренние пси­хические аспекты/. Что означает болезнь для больного? Этот центральный вопрос решается не только на основе виденного, слы­шанного, изученного. Человек по-разному ощущает, воспринимает патологические процессы, истолковывает их, объясняет, эмоционально реагирует на них. Наиболее ярким примером может служить боль.

Характерны два типа поведения. Одни больные преувеличивают роль отдельных симптомов и спешат обратиться за помощью, другие - пренебрегают ими, недооценивают их, стараются преуменьшить их значение не только перед собой, но и в глазах других людей, час­то скрывают болезнь. Большое значение имеет поведение врача, каждое его замечание, а также сообщение диагноза. Все это попол­няет /и соответственно формирует/ сведения больного о болезни, его наблюдения, осознание им своей болезни. Когнитивные аспекты заболевания не могут отождествляться с психическими процессами и переживаниями, вызванными болезнью. Это только часть, хотя, несомненно, очень важная часть тех чрезвычайно многослойных про­цессов, которые возникают в связи с болезнью.

Больной старается осознать заболевание, оценить этот новый для него феномен. Что означает болезнь для больного? В ответе на этот уже упоминавшийся вопрос большую роль приобретает все то, что слышал, читал больной о болезни ранее. Слово «рак» у большинства людей вызывает ужас. В эру антибиотиков мы уже не слишком пугаемся от воспаления легких, но еще многие испытывают серьезные опасения в связи с туберкулезом. Кроме индивидуальных познаний, на отношение больного к болезни влияет уровень его об­разования, культуры и другое. Здесь, прежде всего, следует подчерк­нуть роль предрассудков, обычаев, поведения окружающих. Так, оп­ределенные предрассудки отмечаются и в связи с заболеванием раком: руководство одного учреждения поспешило освободиться от отличного сотрудника, как только стало известно, что он страдает раком и болезнь неизлечима, неоперабельна: его не уволили, на нем просто «поставили крест», не считая перспективным работником. И хотя это причинило тяжелую психическую травму, этот больной, принимая химиотерапевтичеекое лечение, еще долгие годы прекрасно работал.

Значение, которое больной придает своей болезни, во многом зависит от тех сведений, которые наряду со своими личными наблю­дениями больной получает от окружающих, в том числе и от врача. Сознательно и подсознательно он непрерывно обдумывает, оценивает всю эту информацию. Конечно, процесс этот очень индивидуальный. Например, люди, которые придают большое значение внешности, осо­бенно сильно страдают при заболеваниях, приводящих к косметичес­ким дефектам, уродующих внешность /например, рубцы на лице/. Привыкшие к аккуратности и чистоте сильнее страдают от болезней, соп­ряженных с недержанием мочи и кала, чем люди, живущие в менее гигиеничных условиях.

Болезнь может означать опасность, утрату, явиться преимущест­вом в определенных условиях, может рассматриваться больным как наказание.

Болезнь прежде всего означает угрозу, опасность. Человек мо­жет бояться как физических, так и психических последствий заболе­вания. Конечно, болезнь не может быть понята лишь на основе оцен­ки поведения человека, его впечатлений и переживаний в настоящее время. И в настоящем живут и продолжают оказывать воздействие прошлый опыт и впечатления. Большую роль играет прошлое больно­го, возможно, подобные заболевания, операции, смертельные случаи в семье. Особенно сильное впечатление на больных оказывает печальный опыт, связанный с тем же заболеванием у других членов семьи. Больные очень легко отыскивают «подобные» случаи для под­крепления своих страхов и опасений. Болезнь как новая незнакомая опасность рождает страх перед неизвестностью. Больной прибегает к опыту прошлого, знакомого ему, чтобы преградить путь этой не­известности, «овладеть» ею. Новое, неизведанное он связывает с уже пережитым, знакомым, старым. Его страхи и опасения питает все то, что он видит, слышит, представляет, когда-то учил, читал о заболевании, а также и сам тот орган, который поражен этим заболеванием. Беседуя со страдающим человеком, можно заметить, что в результате заболевания активируются примитивные представления, больший или меньший опыт, накопленный людьми. Больные глау­комой боятся слепоты, подверженные головным болям - опухоли го­ловного мозга, а при болезнях желудка и кишечника люди боятся рака.

В чем состоит значение отдельных органов для данной личнос­ти? От чего зависит индивидуальная важность того или иного ор­гана?

Определенный орган может служить основой высокой самооцен­ки, источником радости, успеха. Например, заболевание суставов кисти у теннисиста или пианиста может привести к необходимости оставить занятия спортом, сменить профессию, в результате чего человек лишается не только славы.

Заболевание отдельных органов может привести к прерыванию отношений между людьми, например, паралич нижних конечностей может приковать человека к постели, лишить возможности жить в коллективе и т.п.

Заболевание может нарушить психическое равновесие, мешать привычным методам психической разрядки. Например, при тяжелом ишиасе турист не может провести уик энд в турпоходе, альпинист вынужден отказаться от похода, атлет - от бега и т.п.

Болезнь может помешать проявлению ценных сторон личности, изменить роль человека в обществе, в семье. Болезнь, исказившая лицо певицы, удаление молочной железы по поводу злокачественной опухоли у актрисы сопряжены с боязнью утратить женственность, красоту и успех.

Разнообразные индивидуальные и подсознательные факторы мо­гут еще более усложнить роль отдельных органов и расстройств их функции. Так, гинекологические операции могут привести к серьезным психическим расстройствам /например, удаление матки/. А одного из наших больных операция по поводу фимоза привела к острой вспышке параноидного психоза. Нередко приходится встре­чаться с преходящими психозами и в связи с операциями по поводу катаракты.

Болезнь может сопровождаться переживаниями утраты. Эти пе­реживания не всегда ясны, могут носить косвенный, символический характер. Снижение умственных или сексуальных возможностей, ограниченность физических способностей /например, больной не может есть или не может принимать нравящуюся ему пищу/ может сопровож­даться утратой прежнего самоощущения. В результате возникают подавленность, снижение настроения, депрессия.

Понять заболевание во многом помогает так называемая схема тела. Начиная с детского возраста у человека постепенно формиру­ются представления об отдельных частях его тела, об их соотноше­ниях в пространстве, об отношениях ко всему телу в целом. Пред­ставления о себе, которые возникают у карлика, человека высокого роста, худого или толстого, конечно, различны. Наши представления о своем теле могут быть нарушены прежде всего хирургическими вмешательствами, а также заболеваниями, патологическими процес­сами. В этой взаимосвязи продолжает жить утраченная, ампутирован­ная часть тела. Схема тела, кроме видимых частей его, включает в себя и определенные представления о внутренностях, о располо­жении и характере внутренних органов.

Но в некоторых случаях болезнь может сопровождаться и опре­деленными преимуществами и принести облегчение.

Приведем пример. Образованная женщина 60 лет перенесла тя­желую, опасную для жизни болезнь, которая длилась месяц и соп­ровождалась неоднократной потерей сознания. Выздоровев, пациент­ка рассказала, что до заболевания была в подавленном настроении, из-за множества проблем и трудностей утратила всякий интерес к жизни. А теперь, возвратившись к жизни после такой тяжкой болез­ни, она снова любит людей, энергично берется за работу. Она ра­дуется жизни, всем ее проявлениям.

Возможны и иные преимущества, болезнь, например, может по­мочь избежать выполнения неприятных задач, освободить от ответ­ственности и т.п.

Есть случаи, когда больной не придает своему заболеванию должного значения, особенно, если не знает, что болен. С недо­оценкой своего состояния можно особенно часто встретиться у апа­тичных, депрессивных больных.

Некоторые больные воспринимают болезнь как наказание, расце­нивают ее как «заслуженное» или «незаслуженное» возмездие. Еще и по сей день живы предрассудки, связанные с тем, что возмездия за «грехи», «проступки», «преступления» не избежать, а потому нередко люди живут, охваченные страхом перед таким возмездием. Часто они считают, что «допустили ошибку», «сами виноваты», «не были достаточно осмотрительны» и прочее. Чаще всего приходится иметь дело с угрызениями совести. Бывает, что заболевшие, считая болезнь наказанием, не всегда знают, за что они наказаны. Тогда-то и начинаются поиски причин, причем нередко на поверхности всплывают «грехи», провинности детского возраста, давнее «легко­мыслие». Бывает, что болезнь воспринимают как избавление, как знак прощения грехов. В результате такого хода мыслей болезнь приносит человеку облегчение. Однако в других случаях болезнь может рассматриватьcя и как несправедливое наказание, при этом больные часто /параноидная реакция/ обвиняют окружающих, даже врача, словно это они «вызвали беду».

На все это может влиять и сфера бессознательного. Конфликты, фантазии, впечатления в сфере бессознательного также играют свою роль в том, что с нами происходит.

Свидетельством этого являются эмоциональные проявления, а также связанные с ними защитные механизмы.

Совершенно очевидно, что большинство заболеваний вызывает чувство опасности, угрозы, представляет значительную нагрузку для организма, а потому в результате возникают эмоции страха, беспокойства, тревоги, депрессии. Особенно часто с депрессией приходится встречаться у тяжелых, смертельно больных. Подавлен­ности, снижению настроения способствуют безнадежность состояния, осложнения или страх перед ними, особенно, если больной чувству­ет, что «все напрасно», «от него все отказались», а потому и ему уже делать нечего. Реже приходится наблюдать эйфорию. Иногда прос­то потрясает, что тяжелобольные постоянно улыбаются, смеются, например, некоторые больные рассеянным склерозом. Такие настрое­ния могут быть вызваны и самим органическим заболеванием, нап­ример, гипертиреозом, опухолями лобной доли головного мозга и др. Интересно поведение некоторых невротиков, у которых возникнове­ние соматического заболевания часто вызывает облегчение, разряд­ку душевного напряжения. Неразрешимые конфликты, напряженность отходят на задний план, ими больше не нужно заниматься, посколь­ку обнаружена «настоящая причина бед». После этого все силы и внимание сосредоточиваются на физическом состоянии. В этом-то и скрывается секрет некоторых физических процедур, которые вре­менно оказывают хорошее воздействие на психически больных.

Под влиянием болезни человек может замкнуться в себе, отой­ти от людей. Между ним и окружающими может даже возникнуть серь­езный конфликт, поскольку больной часто ведет себя агрессивно. Проблема агрессивности больных имеет очень важное значение и с точки зрения повседневной практики. Агрессивность может быть открытой, а может быть и скрытой. Открыто она может проявляться как в словах, так и в поступках. Скрытая агрессивность проявля­ется придирчивостью. Часто и сам больной не знает, что с ним происходит. Он поднимает голос против «несправедливостей», но часто так подходит к вопросу, что не остается и намека на спра­ведливость. Случается, что больные борются со своей агрессивностью, пытаясь компенсировать ее чрезмерным педантизмом, манерностью, чрезмерной вежливостью.

Что же скрывается за агрессивностью больных? Случается, что в их обидчивости есть и доля справедливости: бывает, что обиду, даже злость вызывает непонимание, равнодушие к их страданиям, безнадежность положения. От тяжелых хронических больных, особен­но от больных раком, нередко можно слышать такие обвинения: «... никто ничего не делает для меня», «всем все равно...», «жизнь продолжается, словно ничего и не случилось», «и мой дядя умер точно так же». За такими высказываниями может скрываться очень многое. Болезнь может активизировать агрессивность, склон­ность к которой была характерна и до заболевания. В других слу­чаях за такой агрессивностью скрываются различные страхи, чувст­во неуверенности, неполноценности.

Человек может по-разному относиться к чувствам, к аффектам и связанным с ними мыслям. Ключевой проблемой являются эмоции страха и тревоги. Есть такие, кто подавляет в себе такие страхи, ста­рается обойти мучительную проблему, «не думать» о ней. Таким пу­тем иногда удается полностью вытеснить из сознания мучительный факт, вызывающий страх. Отдельные больные реагируют на невыноси­мые или очень тяжкие переживания совсем по-детски: они просто делают вид, что проблемы не существует. С такой реакцией отрица­ния в повседневной практике приходится встречаться весьма часто. Иногда просто удивительно, насколько больные не желают замечать тех симптомов, тех проявлений болезни, которые абсолютно очевид­ны. Различные жалобы, даже невыносимые боли они объясняют часто самыми незначительными причинами, только бы не пришлось принять к сведению печальный факт заболевания. При проявлении таких глубоких защитных реакций личности часто отходят на задний план даже нормальные доводы рассудка, не помогает ни культура, ни образованность.

Отрицание, конечно, может принимать разные формы: оно может проявляться как отрицание самого факта существования заболевания, а может быть отрицанием только поставленного диагноза. Наряду с полным отрицанием можно наблюдать и отрицание частичное /отрица­ние отдельных важных сторон и симптомов болезни/. Больной может с пренебрежением относиться к серьезным симптомам, выдвигая на передний план незначительные признаки болезни.

В более легких случаях, особенно в начале болезни, больной и от самого себя скрывает факты, чтобы не нарушить привычный ход жизни: «ничего не случилось, все может продолжаться по-старому», «завтра я, конечно, пойду на работу»... Причиной возник­новения реакции отрицания в большинстве случаев является невыно­симость действительного положения вещей, особенно, если у боль­ного ярко выражены особенности тревожной личности, проявления немотивированного страха и беспокойства. У близких больного та­кая реакция часто возникает на почве сильной любви к заболевше­му и опасений за его судьбу. Большой проблемой эта реакция слу­жит при сборе анамнеза, ибо в таких случаях причины часто заме­няются следствиями, скрываются факты, касающиеся травм и других важных в данном случае состояний и изменений. Дочь привозит в больницу отца, страдающего тяжелым церебральным атеросклерозом, со свежим размягчением мозга и жалуется: «Отец никогда раньше не болел, это случилось так неожиданно, он прекрасно чувство­вал себя...» Естественно, такое невозможно: как выяснилось, скле­роз прогрессировал у больного, в течение многих лет. Часто роди­тели в течение многих лет ходят по врачам со своими душевноболь­ными детьми и задают один и тот же вопрос: «Но ведь, правда, он нормальный ребенок?». Подобен пример и той матери больного, которая после годового пребывания ее ребенка в больнице по поводу эпилепсии, когда большие припадки исчезли, спрашивает врача: «Не хотите же вы сказать, что мой сын - эпилептик?». Многие ро­дители ходят с больным ребенком от одного врача к другому, ссылаясь на то, что якобы не могут установить, что за болезнь и т.п. Ярким примером такого поведения служит и тот отец, который нес­мотря на советы врачей обучить свою дочь простой рабочей специ­альности, поскольку она страдает тяжелым слабоумием, в течение многих лет настойчиво готовит ее к экзаменам на аттестат зрелос­ти.

Больной может проецировать свои чувства и переживания на окружающих. Так, часто больной просит врача или сестру о береж­ном отношении к его жене, так как он озабочен тем, выдержит ли она операцию /его операцию!/.

Отрицание факта заболевания и проецирование переживаний и чувств могут наблюдаться и одновременно. Примером может служить больной с тяжелым заболеванием головного мозга и расстройствами зрения, который идет со своей сестрой к врачу и просит ее обсле­довать, так как у нее «те же самые жалобы».

Реакция отрицания может носить преходящий характер: в нача­ле болезни человек может наотрез отказаться от признания фактов, но позже смириться с неизбежностью болезни. С такими примерами можно встретиться у больных после инсульта, а также в связи с отношением тяжело больных к смерти: неуверенность подозрения, сомнения, отрицание фактов сменяют друг друга, возможно даже, что больной предчувствует печальный конец, знает о нем, но от окружающих скрывает, «щадит» врача и семью.

Среди реакций на заболевание, носящих защитный характер, следует выделить регрессию. Из практики известно, что в резуль­тате перегрузок, потрясений или заболеваний человек может вер­нуться к одной из уже пройденных им стадий развития личности. Его желания, чувства, способы удовлетворения их, даже поведение указывают на таковые в более примитивной фазе развития. Так, взрослые ведут себя по-детски, а дети - в соответствии с более низким уровнем развития личности. Таков, например, случай, когда у трехлетнего ребенка рождается сестричка, и он вдруг совершенно изменяется, ведет себя как грудной ребенок. Другой пример, когда после операции дети снова перестают проситься на горшок, мочатся в постель вместо того, чтобы по этой надобности проснуться.

Регрессия может выражаться и в усиленной зависимости от ок­ружающих. Такие больные просто отказываются существовать без ок­ружающих, особенно без сестры, совершенно теряют самостоятель­ность, хотя это совсем не обоснованно. Они становятся нетерпели­выми, требуют немедленного выполнения своих просьб и желаний, трудно переносят напряженность, плохо справляются с любыми труд­ностями, без надобности зовут врача или сестру, без конца чего-то требуют. Конечно, в жизни зрелой, здоровой личности все это преходящие, временные явления, по выздоровлении они исчезают. Особого внимания заслуживает законная зависимость от окружающих у беспомощных больных, утративших подвижность.

У тяжело, смертельно больных отмечается и изменение поведе­ния в отношении ощущения времени. Нормальный здоровый человек располагает широкой временной ориентацией. На смену ей у больных, подобно детям, приходит жизненная ориентация на очень короткие временные периоды: на дни или даже на часы. Отдаленное будущее сопряжено с опасностью, и чем тяжелее состояние больного, тем выраженнее такое отношение ко времени.

Регрессии способствуют и ситуация, связанная с болезнью, и больничные условия: прикованного к постели, ограниченного в сво­ей подвижности больного кормят, моют, меняют под ним белье, т.е. полностью обслуживают.

В повседневной практике всегда следует помнить об этом важ­ном механизме поведения больных, так как если не учитывать этого, то любое вмешательство, метод лечения, не требующие самостоятель­ности больного, усиливающие его зависимость и беспомощность, бу­дут усугублять регрессию личности.

Характерно и поведение больного человека, которое является следствием и зависит от заболевания, а также от особенностей лич­ности больного, от его впечатлений и переживаний. В центре внимания здесь должны быть проявления, поступки больных. Социокультурные факторы также оказывают свое влияние на то, когда, кому, что и как сообщает больной о своей болезни. Например, итальянцы обычно рассказывают о своих жалобах подробно, драматизируя их, эмоционально окрашивая свой рассказ, а вот ирландцы или другие народы англосаксонской группы гораздо сдержаннее, их сообщения о симптомах болезни весьма невыразительны. Многие люди сообщают врачу только то, что, по их мнению, может касаться врачебной сферы, а потому обычно рассказывают только о телесных жалобах и проблемах, а о своем душевном состоянии умалчивают. Нередко при этом остается неизвестным самое важное.

В поведении находит отражение и то, как больной переносит болезнь, насколько он вынослив по отношению к трудностям и проб­лемам, сопряженным с болезнью, как пытается разрешить эти пробле­мы. Возможны три варианта. Больной-борец не закрывает глаз перед бедой, он относится к болезни, как к врагу, которого надо побо­роть, а потому делает все возможное в интересах выздоровления, вовремя обращается к врачу, и если все-таки полностью выздороветь не удается, он старается компенсировать дефект, делает все, что­бы укрепить свой организм. Капитулирующий, сдающийся больной становится пассивным, беспомощным, им нужно без конца занимать­ся, без поддержки окружающих он не может существовать. Есть та­кие больные, которые делают невероятные усилия, только чтобы не нужно было взглянуть в глаза беде, словно страус, прячущий го­лову в песок при виде врага. О больнице и лечении такие люди не хотят и слышать. Это третий вариант поведения, для которого ха­рактерно стремление обойти беду. Оно наблюдается у людей, для которых невыносимы необходимость самооценки, которые ни в какой форме неспособны перенести опасность, угрожающую их личности. Основой такого поведения служит отрицание факта заболевания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: