Виды информации от говорящего

1. Что (о чём) говорит человек – семантическая информация.

2. Кто говорит – характеристика индивидуальных особенностей голоса каждого человека.

3. Как говорит – отражает отношение говорящего к сказанному.

При совпадении логического смысла и эмоциональный контекст независим от логического смысла, поэтому может даже противоречить ему.

Речевое действие включает четыре компонента: 1) событие высказывания; 2) акт выражения определённого намерения; 3) условия реализации акта выражения мысли; 4) последствия речевого акта. Все четыре процесса являются предметом изучения риторики.

К эффектам речи в общении относятся эффект первых фраз, эффект аргументации, эффект порционного выброса информации, эффект художественной выразительности, эффект релаксации.

Правила вербального общения делятся на две большие группы.

1. Правила для говорящего: уважительное отношение к собеседнику, уместная и соразмерная вежливость, умение выбрать тему разговора, следование логике развёртывания текста, употребление коротких фраз, отбор языковых средств, учет сигналов от невербальных реакций.

2. Правила для слушающего: отдавать предпочтение слушанию в общении, терпеливое выслушивание до конца, не переводить слушание в собственное говорение, говорящего ставить в центр внимания, сочетание роли слушающего и говорящего.

Психологическими характеристиками речи в общении являются сбалансированность по темпу, интенсивность, звучание голоса, паузы.

В исследованиях 1961г. Выявлены 8 эмоций, влияющих на то, как мы говорим: восхищение, гнев, скука, веселость, нетерпение, радость, печаль и удовлетворение.

Основная литература

  1. Крысько В.Г. Социальная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Мокшанцев Р.И. Социальная психология. – М.: Инфра – М, 2001.
  3. Морозова А.В. Социальная психология. – М.: Проспект, 2008.
  4. Аминов И.М. психология делового общения. Учебное пособие. – М.: Омега – Л., 2006.

Дополнительная литература

  1. Психологическая энциклопедия/ под ред. Р. Коршни, А.Ауэрбаха. – МПб.: Питер, 2003.
  2. Психология и этика делового общения. Учебник/ под ред. В.Н.Лавриненко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Вербальное общение – процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение – сложный и многоплановый процесс. В ходе вербального общения важно понимать, как воспринимается речь собеседником и какое влияние оказывает на него. Вербальное общение – одно из основных средств межличностных коммуникаций. Коммуникативный процесс вербального общения дополняется средствами невербального общения.

Невербальное общение – вид межличностного взаимодействия, выражающийся в общение посредством неязыковых средств. К средствам невербального общения относятся мимика, жесты, пантомимика и т.д. Средства невербального общения в числе других средств используются для формирования имиджа человека. Широко применяется невербальное общение во время тренингов разного рода. Закономерности и многочисленные возможности невербального общения изучает наука кинесика.

Помимо голосовых особенностей в формировании вербальной коммуникации огромное значение имеет соотнесённость позиций слушателей и говорящего, дистанция между ними. Специалистами по коммуникациям выделяются четыре дистанции общения, изменение которых ведет к изменению норм общения, включая и нормы устной речи: – интимная (15–45 см); – личная – близкая (45–75 см), – личная – дальняя (75–120 см); – социальная (120–360 см); – публичная (360 см и далее).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: