Подзаконные акты

В качестве основных разновидностей подзаконных актов вы­ступают постановления (2.1) и распоряжения (2.2) различных ор­ганов государственной власти и государственного управления, в которых фиксируются управленческие решения по самым разно­образным вопросам развития физической культуры и спорта, спектр которых характеризуют названия принятых в 2000 г. на раз­личных уровнях документов:

постановления Правительства Российской Федерации: «О мерах государственной поддержки Российской оборонной спортивно-технической организации», «Вопросы Государственного комите­та Российской Федерации по физической культуре, спорту и ту­ризму» и др.;

распоряжения Правительства Российской Федерации: «О председателе Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму», «О статс-секретаре — пер­вом заместителе председателя Государственного комитета Россий­ской Федерации по физической культуре, спорту и туризму», а также об установлении российским спортсменам денежного воз­награждения по итогам выступлений на Играх XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее (Австралия) и XIX зимних Олимпийских играх 2002 г. в Солт-Лейк-Сити (США); о выплате российским спорт­сменам-инвалидам денежного вознаграждения по итогам выступ­лений на XI Паралимпийских играх 2000 г. в Сиднее (Австралия) и др.;

распоряжение Президента Российской Федерации «Об утверж­дении организационного комитета по подготовке и участию рос­сийских спортсменов в Играх XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее (Австралия)» и др.

К подзаконным актам относятся и решения, принимаемые федеральным органом исполнительной власти в области физи­ческой культуры и спорта, фиксируемые, как правило, в форме приказов. В качестве примера можно привести приказ «Об утверж­дении планово-расчетных показателей количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» (1998 г.), содержание которого рассмот­рено в главе 9 учебного пособия, и др.

Специфической разновидностью нормативно-правовых актов, используемых для управления физической культурой и спортом, являются указы Президента Российской Федерации, которые в специальной литературе нередко называют созаконными актами. Указы Президента Российской Федерации подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативные указы принимаются по различным вопросам, в том числе имеющим отношение к физической культуре и спорту, и действуют либо как самодостаточные акты, либо как времен­ные акты до момента утверждения законов по конкретным воп­росам. Примером нормативного указа для первого случая могут служить периодически принимаемые Президентом Российской федерации указы о структуре федеральных органов исполнитель­ной власти (см. главу 26), а для второго случая — указы, регулиру­ющие в настоящее время на федеральном уровне игорный бизнес и лотерейную деятельность в отсутствие соответствующих законо­дательных актов.

В индивидуальных указах Президент Российской Федерации фиксирует, как правило, свои решения о награждении работни­ков физической культуры и спорта государственными наградами и т. п.

4.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» КАК ОСНОВА
УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Рос­сийской Федерации» был принят в 1999 г. Закон включает 44 ста­тьи, объединенные в семь глав. Охарактеризуем более подробно содержание тех норм закона, которые имеют наиболее важное значение для управления физической культурой и спортом.

Глава I. Общие положения

Закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, под­держания высокой работоспособности человека, воспитания пат­риотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами; гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом (ст. 1).

В связи с этим целью закона является создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздо­ровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприя­тиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками орга­низаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями на­селения.

В законе сформулированы принципы государственной политики в области физической культуры и спорта (ст. 3), к которым отне­сены: непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедея­тельности; учет интересов всех граждан при разработке и реализа­ции федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям закона, равенства их прав на государственную поддержку; созда­ние благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийско­го движения России, образовательных учреждений и научных орга­низаций в области физической культуры и спорта, а также пред­приятий спортивной промышленности.

Для реализации названных принципов закон предусматривает разнообразные меры государственной поддержки развития физиче­ской культуры и спорта (ст. 4). К основным из них следует отнести:

ежегодное финансирование мероприятий в области физичес­кой культуры и спорта за счет средств федерального бюджета, создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями государственных финансовых, материально-тех­нических и информационных ресурсов;

содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственно­сти Российской Федерации; строительство новых и модернизация существующих баз и центров подготовки сборных команд страны, учебных зданий и сооружений образовательных учреждений сред­него и высшего профессионального образования; создание усло­вий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан;

создание условий для увеличение количества детско-юношес­ких спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, клубов по месту жительства граждан, детских и моло­дежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

создание условий для широкого использования средств физи­ческой культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка, организацию физкультурно-оздоровительных и спортив­но-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом спе­цифики их деятельности;

обеспечение пропаганды физической культуры и спорта и др.

В главе сформулированы также основные понятия, используе­мые в законе: физическая культура, физическое воспитание, спорт, система физической культуры и спорта, физкультурно-спортивное объединение, физкультурно-спортивная организация, люби­тельский спорт, профессиональный спорт, спортсмен, спортсмен-любитель, спортсмен высокого класса, спортсмен-профессионал, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-техни­ческие сооружения, спортивная промышленность и др.

Глава II. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации

Статьи этой главы определяют субъектов физкультурного дви­жения, их компетенцию и характер взаимодействия.

К субъектам физкультурного движения (ст. 5) отнесены:

спортивные клубы, коллективы физической культуры, действу­ющие на самодеятельной и профессиональной основах в образо­вательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки;

образовательные учреждения и научные организации в облас­ти физической культуры всех типов и видов независимо от орга­низационно-правовых форм;

общероссийские физкультурно-спортивные объединения — физкультурно-спортивные организации, общероссийские феде­рации по различным видам спорта, общественно-государствен­ные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации;

Олимпийский комитет России;

федеральный орган исполнительной власти в области физи­ческой культуры и спорта, органы исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные орга­низации физической культуры и спорта.

Глава III. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших достижений

Рассматривая физическое воспитание различных категорий на­селения как важнейшее направление социальной политики госу­дарства, закон устанавливает необходимость разработки и реализа­ции федеральных и иных программ развития физической культуры и спорта, в которых предусматриваются: 1) повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных об­разовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодеж­ных и спортивных лагерях; 2) вовлечение граждан в системати­ческие занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждо­го трудового коллектива производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации; 3) пропаганда знаний об эффективности использования физических упражнений в профилактике и лече­нии заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися физической культурой и спортом; 4) расширение и реконструкция действующих спортивных соору­жений, строительство новых спортивных сооружений для прове­дения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов (ст. 13).

Значительное внимание закон уделяет вопросам регулирования развития физической культуры и спорта в образовательных учреж­дениях (ст. 14, 16). В первую очередь следует обратить внимание на следующие нормы:

• образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта;

• физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью, как правило, восемь часов в неделю;

• органам местного самоуправления (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования и в области физической культуры и спорта) предоставлено право вводить дополнительные учебные и вне учебные физкультурно-спортивные занятий в дошкольных и других образовательных учреждениях;

• с обучающимися в образовательных учреждениях, имеющими отклонения в физическом развитии, занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации;

• федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования, в области здравоохранения, а также дошкольные и другие образовательные учреждения и их руководители:

обеспечивают высокий уровень проведения в режиме учеб­ного дня ежедневных учебных и вне учебных занятий, создают условия для того, чтобы каждый обучающийся научился плавать, мог выполнять установленные спортивные норма­тивы, изучил основы гигиены и поддерживал свой орга­низм в хорошем состоянии;

во всех дошкольных и других образовательных учрежде­ниях проводят на основе нормативов всероссийского комп­лекса «Физическая культура и здоровье» многоразовые со­ревнования по циклам обучения, обеспечивают участие обу­чающихся в аналогичных ежегодных районных, городских, областных, краевых, республиканских спортивных соревно­ваниях;

по итогам учебного года во всех общеобразовательных уч­реждениях, а также в образовательных учреждениях началь­ного, среднего и высшего профессионального образования каждому обучающемуся выставляется оценка его физиче­ской подготовленности, в выпускных классах (на курсах) проводятся контрольные проверки;

• в дошкольных и иных образовательных учреждениях предусматриваются реконструкция и строительство спортивных залов, плавательных бассейнов и спортивных городков, создание детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки и врачебно-физкультурных диспансеров;

• государство оказывает материальную и иную поддержку физкультурно-спортивным клубам в образовательных учреждениях;

• на содержание детско-юношеских спортивных школ разрешено направлять средства государственного социального страхования и т.д.

Глава IV. Пропаганда физической культуры и спорта

Закон устанавливает (ст. 21), что формы и методы пропаганды физической культуры и спорта определяются с учетом возраст­ных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения и должны обеспечивать раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роли в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями — курением, употреб­лением алкоголя, наркотиков, детской преступностью.

В целях пропаганды физической культуры и спорта средства массовой информации предусматривают регулярные передачи, специальные рубрики, организуют вещание и публикацию сис­темных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями, повышают интерес граждан к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и от­дыха, популяризируют комплексы физических упражнений, в том числе для самостоятельных занятий в домашних условиях, при­влекают внимание государства и широкой общественности к ука­занным проблемам, освещают опыт трудовых коллективов, физкультурно-спортивных организаций, успешно внедряющих физи­ческую культуру в жизнедеятельность граждан, информируют о ходе развития олимпийских и других видов спорта в Российской Федерации.

Закон запрещает пропаганду в спорте культа жестокости и на­силия, унижения человеческого достоинства, использования за­прещенных нормативными актами стимуляторов, наносящих вред здоровью человека; рекламу алкогольных напитков и табачных изделий во время трансляции по каналам теле- и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.

Глава V. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: