Общедидактические и специфические принципы
Специфические принципы:
1. Сохранные анализаторы (зеркало, наглядный показ, слух)
2. Тактильно-вибрационные ощущения
3. Двигательно-кинеститеческие ощущения от исследования собственного артикуляционного аппарата (огромное количество повторов)
4. Принцип осознанности
5. Учет последовательности этапов коррекции: выделение дефектного звука и его исправлении, постановка звука, включение исправленного звука в стереотипы слогов, слов и их сочетаний (автоматизация), сопоставление звука с другими (дифференциация)
6. Строгая систематичность и последовательность в упражнениях.
Уровни нарушенного произношения
1. Неумение произносить звук или группу звуков
2. Неправильное произношение звуков речи при правильном произношении их изолировано или в легких словах
3. Недостаточное дифференцирование или смешение двух близких по звучанию и артикуляционных звуков при умении их правильно произносить
Этапы логопедического воздействия
|
|
1. Подготовительный:
А) включение ребенка в логопедический процесс (такт и деликатность)
Б) подготовка артикуляционного аппарата к выработке правильной артикуляционного звука (гимнастика 1,5-2 месяца):
- выработать умение принимать требуемую позу и удерживать ее, плавно переключать с одной позы на другую;
- система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна обязательна включать статистические и динамические упражнения
- необходимы упражнения на сочетания движений языка и губ
- занятия кратковременны, но многократны
- уделять внимание формировании. Кинестетических ощущений, кинестического анализа и представлений
- по мере овладения необходимого движения для реализации звуков логопед переходит к отработке движений звуков
В) работа над формированием восприятия звуков речи:
- умение опознавать и различать звуки речи как осознанные (работа проводится на материале)
- правильно произносить звуки.
- исходные единицы анализа – слова
- работа над формированием фонематического слуха нарушенных звуков осуществляется с отсутствием детского произношения (хлопни, где есть звук…)
2. Формирование первичных произносительных умений и навыков.
А) постановка звуков. Способы постановки звуков:
- по подражанию
- механический (зонды, шпатели)
- смешанный
Б) автоматизация
В) дифференциация
3. Формирование коммуникативных умений и навыков.
Этап безошибочного исполнения правильных звуков речи во всех ситуациях (игры, сюжетно-ролевой деятельности, прогулки, работа в группе.