1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.
Приложение 4
Результаты наблюдения
№ | повышенная возбудимость | повышенная напряженность, скованность | страх перед всем новым, неизвестным | неуверенность в себе, заниженная самооценка | ожидание неприятности, неудач, неодобрения старших | чрезмерная чувствительность к оценке отрицательных впечатлений | сверхосторожен в восприятии отрицательной оценки | исполнительность, развитое чувство ответственности | безынициативность, пассивность, робость | отказывается от деятельности, если она вызывает трудности | самостоятельно работу в случаях затруднения не продолжает | не может принять решение, сделать выбор, преодолеть сопротивление | % тревожности |
+ | + | + | - | - | - | - | - | + | - | - | + | 41,6 | |
+ | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | 16,7 | |
+ | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | + | 66,7 | |
- | - | + | + | - | - | + | - | - | + | - | + | 41,6 | |
- | - | - | - | + | + | - | + | - | - | - | + | 33,3 | |
- | + | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - | ||
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
- | - | - | - | - | - | + | - | - | + | - | - | 16,7 | |
+ | - | - | + | - | - | - | + | + | - | - | - | ||
- | + | - | - | + | - | - | - | - | + | + | + | 41,6 | |
- | - | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | 16,7 | |
+ | - | - | - | + | - | - | - | - | + | - | - | ||
- | - | - | + | - | - | - | - | - | + | - | - | 16,7 | |
+ | - | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | 66,7 | |
+ | - | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | 66,7 | |
+ | - | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | 66,7 | |
- | + | - | - | + | - | - | - | - | + | + | + | 41,6 | |
- | - | - | + | - | - | - | - | - | + | - | - | 16,7 | |
+ | - | - | - | - | + | - | + | - | - | - | + | 33,3 | |
- | - | + | + | - | - | + | - | - | + | - | + | 41,6 | |
+ | - | - | - | + | - | - | - | - | + | - | - | ||
+ | - | - | + | - | - | - | + | + | - | - | - | ||
+ | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | + | 66,7 | |
+ | + | + | - | - | - | - | - | + | - | - | + | 41,6 | |
- | + | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - | ||
+ | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | 16,7 | |
- | - | - | - | - | - | + | - | - | + | - | - | 16,7 | |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
- | - | + | - | - | + | - | - | - | - | - | - | 16,7 | |
+ | - | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - |
Сводная таблица результатов исследования по опроснику для родителей и тесту Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
№ | Опросник для родителей | Тест Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен | ||||||||||||||
Рис 1 | Рис 2 | Рис 3 | Рис 4 | Рис 5 | Рис 6 | Рис 7 | Рис 8 | Рис 9 | Рис1 0 | Рис 11 | Рис 12 | Рис 13 | Рис 14 | ИТ | ||
+ | - | - | + | - | - | - | + | + | - | - | + | - | + | 42,8 | ||
- | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | 14,3 | ||
- | - | + | - | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | 57,1 | ||
- | + | - | - | - | + | - | + | - | - | + | - | + | - | 35,7 | ||
+ | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + | - | - | + | 35,7 | ||
- | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | + | - | 14,3 | ||
+ | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | 78,5 | ||
- | + | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | 14,3 | ||
- | - | - | + | - | + | - | - | - | - | + | - | + | - | 28,5 | ||
+ | - | + | + | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | 35,7 | ||
- | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | + | 14,3 | ||
- | + | - | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | 28,3 | ||
- | - | - | + | - | - | - | + | - | + | - | - | - | - | 28,3 | ||
- | + | - | - | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | 42,8 | ||
- | + | - | - | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | 64,3 | ||
+ | - | - | + | - | - | - | + | + | - | - | + | - | + | 42,8 | ||
- | - | - | + | - | + | - | - | - | - | + | - | + | - | 28,5 | ||
- | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | + | - | 14,3 | ||
+ | - | + | + | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | 35,7 | ||
+ | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + | - | - | + | 35,7 | ||
- | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | 14,3 | ||
- | + | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | 14,3 | ||
- | - | + | - | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | 57,1 | ||
- | + | - | - | - | + | - | + | - | - | + | - | + | - | 35,7 | ||
- | + | - | - | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | 42,8 | ||
- | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | + | 14,3 | ||
- | + | - | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | 28,3 | ||
+ | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | 78,5 | ||
- | - | - | + | - | - | - | + | - | + | - | - | - | - | 28,3 | ||
- | + | - | - | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | 64,3 |
Результаты наблюдения за детьми — участниками программы после коррекции
№ | повышенная возбудимость | повышенная напряженность, скованность | страх перед всем новым, неизвестным | неуверенность в себе, заниженная самооценка | ожидание неприятности, неудач, неодобрения старших | чрезмерная чувствительность к оценке отрицательных впечатлений | сверхосторожен в восприятии отрицательной оценки | исполнительность, развитое чувство ответственности | безынициативность, пассивность, робость | отказывается от деятельности, если она вызывает трудности | самостоятельно работу в случаях затруднения не продолжает | не может принять решение, сделать выбор, преодолеть сопротивление | % эмоционального неблагополучия |
- | - | + | - | - | + | - | - | - | + | + | - | 33,3 | |
+ | - | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + | ||
- | - | - | - | - | + | + | - | + | + | - | - | 33,3 | |
- | - | + | - | + | + | + | - | - | + | + | + | 58,3 | |
+ | + | + | + | - | - | - | + | - | - | - | - | 33,3 | |
+ | - | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - |
Результаты диагностики детей- участников программы после коррекции
№ | Опросник для родителей | Тест Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен | ||||||||||||||
Рис 1 | Рис 2 | Рис 3 | Рис 4 | Рис 5 | Рис 6 | Рис 7 | Рис 8 | Рис 9 | Рис1 0 | Рис 11 | Рис 12 | Рис 13 | Рис 14 | ИТ | ||
- | - | - | - | + | - | + | - | - | - | + | - | + | - | 28,6 | ||
+ | - | - | + | - | - | + | - | - | + | - | - | - | - | 28,6 | ||
- | + | - | - | + | + | - | - | + | - | - | + | - | + | 42,8 | ||
- | - | + | - | + | - | - | - | - | - | + | - | + | + | 35,7 | ||
+ | - | - | + | - | - | + | + | - | + | + | + | + | - | 57,1 | ||
- | + | - | - | - | + | - | - | + | - | - | + | - | - | 28,6 |
Приложение 5
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Блок 1. СНЯТИЕ СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ