В предыдущем разделе был рассмотрены первые шаги по формированию умений и навыков системного мышления и системного подхода в процессе анализа текста учебника как системы, синтеза и обобщения выявленной информации, конструирования концептуальной модели выявленной и изученной информации как системы. При этом следует иметь в виду, что система конструируется как средство достижения цели и решения поставленных задач [3.3.1].
В данном разделе показан метод изучения состояния рассматриваемого объекта и его компонентов как системв прошлом, в настоящее время и в будущем, с учетом относящихся к нему и его функционированию знаний, а также состояния науки (области знаний), к которой данный объект относится или которую представляет. Одним из примеров подобного изучения объекта – изучение изменения его состояния в контексте развития соответствующей области знаний или деятельности. В интернете есть определение контекста как среды, в которой существует объект. Там же приводится пример «…В контексте эстетических представлений XIX века творчество Тернера было новаторским…»
|
|
Под контекстом [от лат. сontextus сцепление, соединение] понимается: 1) относительно законченный по смыслу отрывок текста или устной речи, в пределах которого наиболее точно и конкретно выявляется смысл и значение отдельного входящего в него слова, фразы, совокупности фраз; 2) общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека [3.3.2].
Авторы работы [3.3.3] определяют состояние системы как совокупность параметров (свойств, признаков, качеств), которые в каждый рассматриваемый момент времени отражает наиболее существенные (по цели исследования) стороны поведения системы
(ее функционирования). Изменение состояния в зависимости от конкретных задач исследования систем интерпретируются как движение, поведение, функционирование или некоторый процесс в
системе.
По мнению О.С.Разумова и В.А.Благодатских, статической системой называется система, состояние которой во времени не изменяется. Система, состояние которой изменяется во времени под воздействием определенных причинно-следственных связей, называется динамической системой.
Статической моделью называется модель, описывающая связь между компонентами и другими характеристиками системы в условиях равновесия и других условиях «маратория» («замораживания») изменения состояния [3.3.3].
В данном пособии к объектам, состояние которых рассматривается, относятся учебник и его компоненты, а также объекты, включенные в учебный материал, но не имеющие непосредственного отношения к предмету изучения. Подобные объекты представлены в предыдущем разделе 3.2 данного пособия.
|
|
В качестве базовых составляющих учебника, как информационной системы (кроме перечисленных выше – параграфов, глав, разделов, и частей) могут рассматриваться также подсистема обучения, подсистема воспитания и подсистема развития, каждая из которых имеет свою структуру.
Структуру системы изучаемого объекта (учебника) могут составлять и иные компоненты, выбранные самим обучающимся или предложенные преподавателем.
На рис.3.3.1 показана матрица изучения состояний рассматриваемого объекта – учебника и его компонентов (параграфов, глав, разделов и частей) в прошлом, настоящем и будущем, где:
1 - Цель и задачи изучения состояний рассматриваемого объекта как системы;
2 - Состояние изучаемого объекта (учебника) как системы (функции, свойства и иные характеристики).
Под функцией понимается роль, назначение системы в целом и ее компонентов (элементов).
2.1 - Прошлое состояние системы объекта.
2.2 - Прогноз состояния системы изучаемого объекта.
3 - Состояние надсистемы, к которой относится или частью которой изучаемый объект является (функции, свойства, иные характеристики).
Состояние надсистемы Состояние изучаемого объекта как системы Состояние подсистемы |
3.1 Прошлое состояние надсистемы |
Объект как система (состояние, функции, иные характеристики) |
3.2 Прогноз состояния надсистемы |
Надсистема, к которой относится изучаемый объект |
4.1 Прошлое состояние компонентов объекта |
2.1 Прошлое состояния объекта |
2.2 Прогноз состояния объекта |
Компоненты объекта (состояние, функции, иные характеристики) Подсистема |
4.2 Прогноз состояния компонентов объекта |
1 Цель: задачи |
Рис.3.3.1. Матрица изучения состояний рассматриваемого
объекта как системы
3.1 - Прошлое состояние надсистемы.
3.2 - Прогноз состояния надсистемы.
4 - Состояние компонентов изучаемого объекта (функции, свойства, иные характеристики).
4.1 - Прошлое состояние компонентов объекта.
4.2 - Прогноз состояния компонентов объекта.
Подобная матрица может быть построена в отношении информации об изменении состояния изучаемого объекта как системы, его надсистемы и подсистемы.
В качестве надсистемы (к которой относится или частью которой изучаемый объект является) могут рассматриваться соответствующая наука (или совокупность наук), область актуальных знаний и деятельности.
Фундаментальные научные теории являются основой содержания учебных предметов и дисциплин.
В целом наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является изучение законов природы, искусственных систем, общества и мышления, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом, в целях получения новых знаний, повышения благосостояния общества [3.3.3].
В структуре каждой науки, по мнению А.И.Пушкаря и Л.В.Потрашкова, можно выделить элементы, совокупность которых составляет науку как систему знаний [3.3.4].
В целом метод изучения различных состояний информации об изучаемом объекте как системы расширяет и углубляет процесс его целостного познания, способствуя формированию и развитию умений и навыков системного, системно - критического, творческого, «предметного» и иных стилей мышления.
Для изучения состояния объектов, включенных учебный материал, но не имеющих непосредственное отношение к предмету, также может быть использована матрица, указанная на рис.3.3.1.
Предлагаемый метод изучения состояния изучаемого объекта в определенной степени аналогичен многоэкранным схемам талантливого обучения (или «системному оператору»), используемым для формирования творческого мышления в соответствии с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) [3.3.5; 3.3.6].
|
|
Например, авторы работы [3.3.7] рекомендуют преподавателю системы технического и профессионального образования (для реализации инновационных технологий в профессиональном образовании, ориентированных на формирование системного творческого технического мышления обучающихся и их способности генерировать нестандартные технические идеи при решении творческих производственных задач):
1) изучить интеллектуальные инструменты и механизмы теории решения изобретательских задач – ТРИЗ;
2) приобрести практический опыт самостоятельного решения производственных проблем с помощью ТРИЗ;
3) изучить педагогическую систему непрерывного формирования творческого технического мышления;
4) представить «ядро» учебной информации в виде структурно-графической модели – в проблемно-алгоритмической форме;
иные рекомендации.