Структура цены и методы ценообразования

Цена - фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно утверждать про цену как денежной стоимости единицы товара. Цена - это денежное выражение стоимости товара.

Функции цены:

  1. мера стоимости;
  2. регулятор экономики;
  3. показатель для определения жизненного уровня населения;
  4. инструмент для конкуренции;
  5. барометр развития моровой экономики.

Структура цены - совокупность элементов затрат и чистого дохода, заключаемых в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль. В свою очередь издержки производства состоят из постоянных и переменных издержек. В состав постоянных издержек входят амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы, т. е. издержки, которые несет фирма, даже если она ничего не производит. К переменным издержкам относятся все остальные издержки производства, непосредственно связанные с выпуском продукции. Это - затраты на зарплату, сырье, электроэнергию, на накопление. В свою очередь общая сумма прибыли делится на собственно прибыль и налог на добавленную стоимость. Структура оптовых цен предприятия включает в себя валовые издержки производства плюс прибыль и НДС.

Методы ценообразования:

1. Метод «средние издержки плюс прибыль». Продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Если этим методом пользуются все фирмы отрасли, то их цены, скорее всего, будут схожими. Такая методика расчета цены более справедливой.

2. Метод на основе ощущаемой ценности товара. Основным фактором считаются не издержки продавца, а восприятие товара покупателями. Фирме необходимо выявить какие ценностные представления имеются в сознании потребителя о товарах конкурентов и как много они готовы заплатить за каждую выгоду, присовокупленную к предложению.

3. Метод установления цены на основе уровня текущих цен. Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену выше или ниже уровня цен конкурентов.

4. Метод установления цены на основе закрытых торгов. Это случай борьбы фирм за подряды в ходе торгов. Каждой фирме хочется завоевать рынок, поэтому при всех остальных равных условиях выигрывает та, которая согласна на более низкие цены.

5. Метод установления цены в зависимости от сегмента покупателей. Здесь эксплуатируется стремление людей к выделению своего иерархического статуса и его поддержанию. При достижении определенного положения люди начинают очень трепетно относиться к своему имиджу, к соблюдению определенных социальных ритуалов. Они не могут позволить себе покупать вещи в магазинах «для всех», поэтому вынуждены пользоваться более дорогими услугами.

6. Метод установления цены с учетом времени. Магазин может объявить цены «выходного дня», которые будут более низкими либо более высокими. Например, на некоторых рынках цены повышают по выходным. Тогда магазин, находящийся рядом, может объявить более низкие «цены выходного дня».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: