· Алякринский О. Курт Воннегут – с разных точек зрения: (Творчество американского писателя в литературоведении США) // Вопросы литературы, 1982, № 4, с.236 – 247.
· Белов С. О людях и машинах, или Канарейка Курта Воннегута. // Новый мир, 1979, № 10, с.273 – 277.
· Белов С. Предисловие // Воннегут К. Собрание сочинений: В 5-ти т. – М., 1992, с.3 – 30.
· Белов С. Предисловие // Воннегут К. Колыбель для кошки. Бойня номер пять. – М.: Радуга, 1983.
· Зверев А. Вступительная статья. // К.Воннегут. Бойня номер 5, или Крестовый поход детей: Романы. – М., 1978, с.3 – 19.
· Зверев А. Вступительная статья // К.Воннегут. Романы. – М., 1993.
· Злобин Г. Предисловие // К.Воннегут. Малый Не Промах. – М., 1988.
· Идеологическая борьба и современная культура Запада. – М., 1988.
· Мелихов А. Рецензия на роман К.Воннегута «Мать тьма» // Нева, 1992, № 3, с.261.
· Шогенцукова Н. Откровение Курта Воннегута // Литературное обозрение, 1988, № 3, с.65 – 67.
О Джозефе Хеллере
· Мулярчик А.С. Вступление // Д.Хеллер. Поправка-22: Роман. – М., 1992.
· Мулярчик А. Предисловие к главам из романа «Что-то случилось» // Иностранная литература, 1978, № 4, с.158 – 198.
О Томасе Пинчоне
· Денисова Т. Томас Пинчон // Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.
· Зверев А. Энигма // ИЛ. 1998. № 3
· Кузнецов С. Обучение хаосу // ИЛ. 1996. № 3.
· Стулов Ю. Т.Пинчон // Стулов Ю. 100 писателей США. – Минск, 1998.
О Джоне Барте
· Зверев А. М. Модернистская литература США (О Дж.Барте) // Зверев А. Основные тенденции развития современной литературы США. – М., 1973.
· Зверев А.М. Современная Америка в постмодернистком изображении (Д.Бартельм, Д.Барт, С.Сонтаг) // Идеологическая борьба и современная культура Запада. – М., 1988.
· Лапицкий В. Блеск и нищета Джона Барта // Барт Дж. Химера. – Спб., 1999.
· Муравьев В. Джон Барт // Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.
· Стулов Ю. Джон Барт // Стулов Ю. 100 писателей США. – Минск, 1998.
Занятие 4. КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ФИЛОСОФСКО-ФАНТАСТИЧЕСКОМ РОМАНЕ КОЛИНА УИЛСОНА "ПАРАЗИТЫ СОЗНАНИЯ"
План
· Творческая биография К.Уилсона и особенности создания романа.
· Философская проблематика и фантастическая художественная модель мира в романе.
· Образная система. Главные персонажи – Остин и Райх – два "острия" эволюции сознания.
· Социально-философская аллегория образа "паразитов".
· Художественное пространство и художественное время:
· Военная база, Белый Дом, космос, Луна, Земля;
· Индивидуализация пространства через пейзаж и восприятие повествователя,
· Пространство "паразитов" и его характеристика,
· Время субъективное и историческое (эволюционное),
· "Внеисторическое время" и его хронологическая организация,
· Образ повествователя и авторская позиция. Способы и приемы выявления авторской позиции через пространственно-временную, сюжетную и композиционную организацию произведения
Критическая литература:
1. Зинде М.М. К.Уилсон "Паразиты мозга"; Рец. // Современная художественная литература за рубежом. – М., 1968, № 2.
2. Ивашева В.В. Английская литература ХХ века. – М., 1987.
3. Ивашева В.В. Что сохраняет время. – М., 1979.
4. Кошелев С.Л. Колин Уилсон – эссеист и романист // Взаимодействие жанров и художественной системы писателя. – М., 1982.
5. Кошелев Л.С. Поэтика иллюстративности в романе Колина Уилсона "Паразиты сознания" // Проблемы поэтики зарубежной литературы ХХ века. – Челябинск, 1991.
6. Крылова Л.А., Мосолова Л.Н. Экзистенциализм в Англии и США. – М., 1976.
7. Эсебуа З. Научная фантастика в творчестве Колина Уилсона (роман "Паразиты мозга"). – Науч.труды Новосиб.гос.пед.ин-та. - 1972. – Вып.75.
Занятие 5. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. ПОНЯТИЕ "МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА" И РОМАН Г.Г. МАРКЕСА "СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА"
План
1. Своеобразие культурно-исторического пути развития Латинской Америки.
2. Эстетическое и духовное влияние западноевропейской культуры на художественное мышление латиноамериканских писателей.
3. Специфика латиноамериканского типа художественного сознания (соединение фольклорно-мифологического и эпического начал в одно эстетическое целое, соединение образного видения и идеологизированных концепций).
4. Особенности творческого пути Габриэля Гарсиа Маркеса. Отражение историко-культурной самобытности Латинской Америки в его творчестве. Понятие «магического реализма».
5. «Сто лет одиночества» как обобщение судьбы латиноамериканского континента. Национальная мифологема одиночества (эпопея о роде и трагедия одиночества).
· Основные сюжетные линии романа, мифообразы.
· Мотив земли Макондо как «земли обетованной» (способы моделирования пространства).
· Родовые и общечеловеческие закономерности в хронике жизни 6 поколений рода Буэндиа.
· Основные проблемы романа:
- родовая замкнутость (мотив инцеста и страх наказания),
- любовь и брак,
- биологическое, материальное и духовное в развитии личности,
- личность и цивилизация (смена поколений и цивилизаций),
- технический прогресс,
- историческое и метафизическое время.
· Особенности поэтики романа: соединение возвышенного и низменного, комического и трагического; соединение эпических, мифологических и библейских элементов.
· Способы выражения авторской позиции в романе.