Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
Балабан Милослав Александрович - доцент МГУ, пропагандист и координатор международной программы EPOS (educational park of open studios).
Прообразом организации процесса в Школе-парке являются открытые студии в Древней Греции, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель вели обучающие беседы-диалоги со студентами, которых интересовали различные проблемы мироустройства. Другим аналогом прошлого (до XVII века) могут служить формы ученичества в продуктивной среде (семье, мастерской, ферме). Сегодняшние частные прототипы - парк-школы Саммерхилл в Англии и Садбери Вэлли в США.
Эта технология интегрирует идеи и принципы ряда образовательных технологий, среди которых в первую очередь следует назвать белл-ланкастерскую систему, систему С. Френе, Йена-план, коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко), воспитательную методику И. П. Иванова.
В 95-й школе Екатеринбурга (типичная массовая школа на окраине города, 1200 учащихся, двухсменный режим работы) парковую технологию внедряют с 1993 года.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: социогенная + биогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт. По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + СДП. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная + профессиональная, гуманистическая.
По типу управления познавательной деятельностью: система «репетитор».
По организационным формам: индивидуальная.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + свободного воспитания.
По преобладающему методу: диалогическая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучаемых: любые категории.
Целевые ориентации
• Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу.