Голубая пора

(Март.)

У каждого месяца свой цвет. Январь — бел(ый), июнь — зе-лен(ый), а вот март — голуб(ой).

Голуб(ое) небо, снега голуб(ые). На снегах тени, как син(ие) молнии. Голуб(ая) даль, голуб(ые) льды. Голуб(ые) на снегу сле­ды. Перв(ые) голуб(ые) лужи и последн(ие) голуб(ые) сосуль­ки. А на горизонте син(яя) полоска далекого леса.

Весь мир голуб(ой)!

(По Н. Сладкову.)

Задание 4. Вставьте пропущенные слова, обозначающие признаки предмета. (Используется материал предыдущего задания.)

В марте небо.... Снега.... Даль.... Льды.... На снегу сле­ды.... Лужи.... Сосульки.... Весь мир....

Задание 5. Прослушайте предложения. Составьте загадки по образцу.

Образец: Рыжая, хитрая, умная. Кто это?

Лиса хитрая, умная, рыжая. Волк серый, злой, хищный. Белка рыженькая, пугливая, прыгучая. Ежата маленькие, се­ренькие, колючие. Медвежата забавные, неуклюжие, доверчи­вые. Олень серый, рогатый, красивый. Тюлень неуклюжий, скользкий, усатый. Дерево высокое, раскидистое, зеленое. Река глубокая, широкая, полноводная. Пруд старый, зарос­ший, тинистый. Солнце яркое, жаркое, ласковое. Ручьи весен­ние, шумные, бурливые. Озеро большое, глубокое, чистое. До­рога проселочная, ухабистая, пыльная.

Задание 6. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-при­знаки. Вспомните слова-признаки предыдущего задания.

(Логопед следит за правильным согласованием имен существительных с именами прилагательными.)

Образец: Лисазверь хитрый, умный.

Лиса — зверь.... Волк — зверь.... Белка — животное.... Тюлень — животное.... Медвежата — звереныши.... Олень — животное.... Крапива — растение.... Груша — фрукт.... Роза — цветок.... Морковь — овощ.... Береза — дерево.... Сыроежка — гриб.... Кузнечик — насекомое.... Дельфины — животные.... Окунь — рыба....

Задание 7. Прослушайте стихотворения. Назовите в них слова-пред­меты, действия, признаки. Поставьте вопросы.

Белый снег.

Белый снег, Белый мел. Белый заяц Тоже бел. А вот белка Не бела. Белой даже Не была. (Е. Измайлов.)

Дети называют слова, обозначающие признаки.

В огороде.

Вот вам сладкая морковка, Красная головка. Вот вам желтая репка И огурчик крепкий.

(По М. Пожаровой.)

Дети называют сначала слова, обозначающие предметы, по­том слова, обозначающие признаки.

Зимой в лесу.

Ели надели белые шапки. Спрятали в варежках колкие лапки... Скачет под елкой белый зайчишка, Белый зайчишка в легком пальтишке. Ни рукавиц у зайчишки, ни шапки, Греют его только быстрые лапки.

(И. Пивоварова.)

Дети называют слова, обозначающие действия.

Одуванчик.

Носит одуванчик Желтый сарафанчик; Подрастет — нарядится В беленькое платьице — Легкое, воздушное, Ветерку послушное.

(Е. Благинина.)

Дети называют слова, обозначающие предметы и призна­ки.

Вот и лето подоспело.

Вот и лето подоспело — Земляника покраснела; Повернется к солнцу боком — И нальется алым соком. В поле — красная гвоздика, Красный клевер...

Погляди-ка:

И лесной шиповник летом. Весь осыпан красным цветом Видно, люди не напрасно Называют лето красным!

(М. Ивенсен)

Ученики называют действия.

Загадки для заучивания

Черный Ивашка — Деревянная рубашка, Где носом ведет, Там заметку кладет. (Карандаш.)

Длинные ушки. Хвостик короткий.

Круглая, а не месяц, Желтая, а не масло. Сладкая, а не сахар. Хвостатая, а не мышь. (Дыня.)

Любит капусту. Любит морковку. (Зайчик.)

Задание 7. Прослушайте два рассказа про березу. Сравните их. Какой из рассказов вам больше понравился? Почему?

Береза.

Из древесины березы получается фанера, мебель, лыжи, по­суда и другие вещи. На стволе березы растет гриб. Из этого гри­ба делают лекарство.

Береза.

Красивое и полезное дерево береза.. Из ее древесины полу­чается хорошая фанера, красивая мебель, прочные лыжи, лег­кая деревянная посуда и другие нужные вещи. На белом ство­ле березы растет березовый гриб. Из этого гриба делают ценное лекарство.

Задание 8. Прослушайте рассказы. Дополните их словами-признака­ми, ставя к ним вопросы.

Осень.

Незаметно прошло (какое?)... лето. Дни стали (к а к и е?).... Небо (к а к о е?)...,.... Его покрывают (к а к и е?)...,... тучи. Как сквозь сито, сеет (к а к о й?) • ••> ■•• дождь.

Июль.

Июль — богатый ягодами месяц. В июле поспела (какая?)... черника, (к а к а я?)... смородина, (к а к а я?)... малина. В -эту пору можно найти (к а к о й?)... подосиновик, (к а к о й?)... рыжик и (к а к у ю?)... сыроежку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: