Ø Оценка исходного уровня знаний и умений пациента и (или) его родственников;
Ø Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения;
Ø Реализация плана обучения;
Ø Оценка результатов обучения.
Задачами обучения являются:
Ø Пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье,
Ø Подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.
Обучение в сестринском деле – это двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента, для удовлетворения, прежде всего, основных жизненноважных потребностей.
Обучение происходит в трех сферах:
· познавательной
· эмоциональной
· психомоторной
Познавательная сфера: человек получает информацию, узнает, понимает новые факты; эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него от второстепенной.
Эмоциональная сфера: получив информацию, человек реагирует на это чувствами, переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение.
|
|
Психомоторная сфера: человек, используя мышечную и умственную деятельность, обучается новым видам движений, умеренно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки.
При планировании обучения пациента медсестре необходимо:
· Оценить образ жизни пациента, как способ удовлетворения основных его потребностей
· Определить потребность в обучении самооуходу, как пациента, так и членов его семьи
· Оценить социальное и культурное окружение пациента, его влияние на процесс обучения пациента, т.е. решить вопрос кто и как будит обучать пациента.
· Оценить особенности обучаемых: психологическое развитие (умственное, социальное, волевое), отношение к обучению, внимание, интерес к обучению, запоминание, понимание.
Обучение пациента может проводиться двумя способами:
1. Формальное обучение пациента проводится в лечебно-профилактическом учреждении или в домашней обстановке. Медицинская сестра целенаправленно обучает пациента, прививает навыки повседневных действий или закрепляет навыки, полученных у других специалистов: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога.
2. Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, мимоходом беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя и т.д.
Медицинская сестра должна определиться как проводить обучение: индивидуально, малой группой (2-3 человека) или группой.
Групповое обучение пациентов имеет ряд преимуществ. Обучение в группе создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшить чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.
|
|
Обучающему персоналу всегда нужно помнить следующее:
1. Когда на занятие медицинский работник что-то говорит, пациент не обязательно услышит сказанное;
2. Если пациент услышал, это не означает, что он наверняка понял;
3. Если же больной понял, это не гарантирует того, что он автоматически принял сказанное и согласился с ним;
4. Если же пациент согласен с услышанным, он не всегда соответственно меняет свое поведение;
5. В случае же, если больной один раз правильно выполнит рекомендацию, это не означает, что он будет постоянно следовать ей в повседневной жизни.
Готовность пациента к обучению зависит от:
а) состояния здоровья – при тяжелом состоянии пациента обучение лучше отложить;
б) состоянии сознания – обучение должно проводиться только при ясном сознании пациента и совершенно невозможно, если пациент находится без сознания;
в) умственных способностей, образования обучаемого;
г) возраста пациента – чем младше пациент, тем больший объем информации он может усвоить.
Для эффективного усвоения пациентом информации медицинская сестра должна четко определить, когда и как долго проводить занятия с пациентом.
Процесс обучения не должен наслаиваться на время обхода, выполнения процедур, приема пищи, посещения родственников. Пациент должен быть отдохнувшим, сытым. Его не должны беспокоить неприятные ощущения (боль, рвота, лихорадка).
Схема обучения:
Ø Рассказать пациенту все, что ему необходимо знать по данной теме.
Ø Попросить пациента повторить все, что запомнит.
Ø Показать все, что пациент должен освоить.
Ø Попросить продемонстрировать, помогая ему, или выполнить навык вместе.
Ø Пациент рассказывает и демонстрирует самостоятельно все, что нужно от начала и до конца.