Ударение

Логопед для практического усвоения темы «Ударение» предлагает ученикам выполнить различные упражнения. При выполнении этих упражнений дети сначала отхлопывают рит­мический рисунок слова, соотносят его с самим словом. На­учившись выделять ударный слог в слове, легко находят удар­ный гласный.

Тренировочные упражнения Задание 1. Прослушайте и отхлопайте ритмические рисунки.

а) х-х-х, х-х-х, х-х-х;

б) Х-х, Х-х, Х-х и т. д.;

в) х-Х, х-Х, х-Х и т. д.;

г) х-Х-х, х-Х-х, х-Х-х и т. д.;

д) Х-х-х, Х-х-х, Х-х-х и т. д.;

е) х-х-Х, х-х-Х, х-х-Х;

ё) х-х-Х-х, х-х-Х-х, х-х-Х-х;

Задание 2. Прослушайте и повторите слова, отхлопайте ритмичес­кий рисунок слов. (Логопед называет слово, выделяя голосом ударный слог, учащиеся отхлопывают ритмический рисунок слова, громким хлоп­ком показывает ударный слог, например: рыба —Х-х).

Логопед произносит слова так, как они пишутся:

а) рыба, липа, соки, заяц, тихо, руки, ходит, водит, крас­ный, синий, горький, птица;

б) рука, дубы, лицо, лиса, валы, окно, пятно, шаги, ковры, столы, стакан;

в) лимоны, бумага, сугробы, выходит, столица, корзина, ту­маны, рубашка;

г) бабушка, курица, солнышко, лапочка, дудочка;

д) крокодил, проводник, сапоги, попугай, провода, расска­жи, положи;

е) попугайчик, сарафаны, крокодилы, загородка.

Задание 3. Прослушайте и повторите слова, выделите голосом удар­ный слог, затем ударную гласную. Начертите схему слова, обозначьте ударение.

Образец: руки ____2 ____«

(Можно использовать лексический материал предыдущего зада­ния.)

Задания 4. Составьте слова из слогов, запишите получившиеся слова в тетрадь. (У детей имеются индивидуальные карточки, на которых даны деформированные слова: а) с картинами (картинки подбирает логопед), б) без картинок. Ученики самостоятельно выполняют задания, после чего работа проверяется.)

а) По опорным картинкам.

ка-мас, та-пас, ты-кус, ры-ша, ки-ру, па-ли, ги-но, ло-мы, та-кар, ка-круж, ка-шап, лаш-ша, на-вес, шок-ме, ба-тру, ка­бул, ка-мис, ма-до, ши-у, па-шля, ка-чаш, ло-ши, жи-лы, ба-жа.

б) без картинок.

ба-ры, ки-нос, на-ши-ма, тец-си, чи-клю, ка-руч, ка-ба-буш, за-ро, лец-па, тя-те, ки-оч, ка-де-душ, ка-кор, ны-мо-ли, ла-кук, ка-лож, лы-сто.

Задание 5. К данным слогам добавьте еще один слог так, чтобы полу­чилось слово.

ура /ба /сы / ха / то

Л га // бы 1^ря /? сор А са

но4^—ги гуу^-си бу\—тон муте—хи ле{^— жи "*"■ жи \^ ща кет \^ка \

док лы карь

Задание 6. К конечному слогу добавьте слог, чтобы получилось слово.

ры \ са \ шап \ ма \ сум \

ба ды пал -^ка ка -^ ша ка

ба у ра Ч пол /7 Са / бул ^

пуш ' Да' дыр'

Задание 7. Закончите слово, добавив слог.

а) по картинкам:

ра...(ма), мо...(ре), ро...(га), фла...(ги), гру...(ша), гри... (бы);

б) без картинок:

ду...(бы), цве...(ты), крыль...(цо), кры...(ша), шар...(фы), тап...(ки).

Задание 8. Составьте слово, добавив начальный слог.

(но)^сок, (за)...бор, (ры)...ба, (ме)...шок, (лен)...та, (ста).„-кан, (мис)...ка, (гри)...бы, (кры)...ша, (бел)...ка.

Задание 9. Из слов задания 6 выбрать слова, соответствующие схе­мам:

ыа, 2й) И Ы» а й» & а

Задание 10. Измените слово так, чтобы получилось два слога. Составьте схему на вновь образованные слова, выделите гласные. Образец: сомсомы.

Сом, мак, рак, ночь, сад, сыр, сок, крот, куст, мост, нож.

Задание 11. Измените слово так, чтобы получился один слог. Вновь образованные слова запишите, подчеркните гласную.

Образец: сокисок.

Соки, носы, кусты, столы, дома, коты.

Задание 12. Измените слово так, чтобы получилось в слове два, затем три слога. Составьте схему на вновь образованные слова, выделите гласные. Образец: домдомадомики, сольсолисоленый.

Дом, гриб, сом, крот, куст, соль, стол, блин, нож, лист. (В случае затруднения ребенку помогает логопед.)

Задание 13. Вставьте пропущенный слог. Составьте 'схему слов, под­черкните гласные. Запишите слова по слогам (требовать проговаривания слогов при записи):

а)...-ши-на б)ра-...-та в) мы-ша-... г)...-жи-на

...-жа-ма е...-та ко-жу-... га-зе-...

...-ро-жок ку-...-ки тор-мо-... аз-...-ка

...-буш-ка вол-...-та ли-ней-... ма-...-зин

...-рад-ка; мо-...-зы; ка-ран-...; звез-...-ка

Задание 14. Спишите слова. Разделите их на слоги, подчеркните гласные.

а) Коза, лужа, сани, зима, риса, роза, Маша, луга, рама, роща, Вова, трава, школа, плита, книга, марка, мосты, буквы, шап­ка, кофта, карта, диван, малыш, домик, завод, банан, лимон,

садик, голос, пирог, замок, картон, листок, матрац, пиджак, кружок;

Образец: ра-бо-та, о-хо-та, ри-су-ю

б) работа молоко машина заводы музыка вагоны береза ворона паруса сорока

в) кар-тош-ка, картинка корзина листочки

морковка

и-рис-ка

яичко

Аленка

Алешка

огурчик

пузыри

сапоги

топоры

моторы

сухари

ру-баш-ка

ниточка

девочка

крыжовник

кружечка

кра-пи-ва

яблоки

столики

медведи

кроватка

охота

осока

озеро

уроки

утята

рисую

думаю

вымою

болею

копаю;

яр-мар-ка

искорка

игрушка

стаканчик

красочный

г) са-мо-ле-ты гу-се-ни-ца чемоданы пулеметы телефоны черемуха царапина черепаха товарищи теплоход земляника молочник накормила бархатные махровые накрошила

жа-во-ро-нок

жеребенок

вороненок

нарисовал '

наговорил

колхозники

смородина

дежурные

зе-ле-нень-кий хорошенький колокольчик игрушечка катушечка медвежата напортила уронила.

Задание 15. Сначала выпишите слова, состоящие из одного слога, за­тем из двух и трех слогов. Подчеркните гласные буквы.

Пушка, суп, кошка, сапоги, тыква, ключ, вишни, лук, рысь, брат, ребята, мальчики, стон, капуста, щука, тишина, ракета.

Задание 16. Графические диктанты с выделением гласных. Логопед использует слова предыдущих заданий. Напоминает ученикам о посло-говом проговаривании слов.

Задание 17. Выпишите из текста слова, состоящие из одного слога, в один столбик, слова, состоящие из двух слогов, — в другой, слова, состо­ящие из трех слов — в третий. Подчеркните гласные.

У дома сад. В саду клумба. На клумбе разные цветы: тюль­паны, розы, маки.

Это наша река. В реке щуки, ерши, караси. Володя ловит рыбу. Вот лещ, Володя несет леща бабушке.

У Пети папа — плотник. У Веры папа — повар. У Полины папа — капитан. У Наташи — врач. У Риты — сталевар.

Ут-ро.

Утром мой чисто руки, лицо и шею. Вот чайник. Пей чай. Иди погулять.

Задание 18. Спишите текст, не деля слова на слоги. Подчеркните глас­ные буквы. Проговаривайте слоги.

Ка-те да-ли мы-ло. Она мы-ла ру-ки, ли-цо, ше-ю. Ру-ки» ли-цо, ше-я бы-ли бе-лы.

У до-ма бы-ла лу-жа. На лу-жу се-ли гу-си. Гуси бы-ли се-ры.

Ко-ни бы-ли на лу-гу. Ко-ни е-ли се-но. Па-ша, го-ни ко-ня. Э-то се-но на зи-му.

Ма-ма и де-ти у-шли. Кош-ка Мур-ка до-ма. Кош-ка ис-ка-ла е-ду. На пол-ке бы-ла ры-ба. Мур-ка взя-ла ры-бу и е-ла на по-лу. Кош-ка Мур-ка сы-та, а ры-бы нет.

Ле-то.

На-сту-пи-ло ле-то. По-ля-на по-кры-та цве-та-ми. Де-воч-ки рва-ли цве-ты. У Ри-ты боль-шой бу-кет ко-ло-коль-чи-ков. У Ма-ши бу-кет ро-ма-шек. Со-ня пле-ла ве-ноч-ки. Всем бы-ло ве-се-ло.

Зи-ма.

При-шла хо-лод-ная зи-ма. Кру-гом мно-го сне-га. На-ме-ло боль-шие суг-ро-бы. Де-ти на го-ре. Они ка-та-ют-ся на лы-жах, а Ми-ша и Ко-ля на пруду. У них конь-ки. Ве-се-ло ка-тать-ся на конь-ках.

О-сень.

А вот и о-сень. Листь-я па-да-ют. Тра-ва по-жел-те-ла. Цве­ты за-вя-ли. Ду-ет ве-тер. И-дет дож-дик.

Вес-на.

На-сту-пи-ла вес-на. Та-ет снег. По-ка-за-лись пер-вы-е про-та-лин-ки. За-жур-ча-ли ру-чей-ки. Ре-бя-тиш-ки нус-ка-ют ко-раб-ли-кй.

Задание 19. Спишите предложения, разделите слова на слоги. Под­черкните гласные. Поставьте ударение в словах.

Было лето. Таня рада. Дети пели. Мыли руки. Мама дома.

Неси рыбу. Пили липу» Лови рыбу. Неси воду. Были дома.

Была зима. Сани новы. Чижи пели. Мыли ноги. Веди козу.

Проверь свою работу! Количество слогов должно соответство­вать количеству гласных в слове.

Задание 20. Спишите предложения, разделите слова на слоги, прого­варивайте каждый слог. Поставьте ударение в выделенных словах.

Коле дали кашу. Сима, неси пилу. Сено было сухо. Коля, пили липу.

Куры пили воду. Папа, неси лыжи.

Утро было ясно. Лена, вези сено.

Лиса рыла нору. Мама, вари мясо. ударной гласной произноси слово целиком).

Мама дала мыло. Маша мыла лицо. Таня мыла руки. Няня мыла Вику. Дети были дома. (При определении

Задание 21. Спишите предложения, разделите слова на слоги, прого­варивайте слоги. Подчеркните гласные первого ряда.

Мила лепит. Лида несет. Коля пасет. Мыши пищат. Вася — малыш.

Маша уснула. Папа устал. Малыш шалит. Гусак шипит. Мыши пищат.

Пером пишу*. Рукой машут. Пилой пилят. Ручкой пишут. Ножом режут.

Задание 22. Спишите предложения, разделите слова на слоги. Под-

черкните гласные второго ряда.

Кошка спала. Тесто месят.

Мышка ушла. Ножик точат.

Марта стучит. Марки клеят.

Рыбка плывет. Лапка болит.

Столы стоят. Дожди идут. Ветры дуют. Солнце светит.

Задание 23. Спишите текст, разделите слова на слоги. Подчеркните гласные. (При списывании требовать послоговое проговаривание слов.)

У мамы сын Миша. Сын мал. У мамы Луша. Она мала.

Шура мыла рамы. На полу сыро. Шура вымыла пол. Стало сухо.

У Сони Мурка. Соня дала молоко. Мурка лакала молоко.

Лида мала. У Лиды мыло. Она сама мыла руки.

Это наш сад. В саду роза. У розы хорош запах. Роза хороша.

Вова и Шура ловили рыбу. У Вовы лещ. У Шуры щука. Вари, мама, уху.

Папа и мама были дома. Папа читал газету. Мама читала книгу. Маша учила уроки.

Рома мал. Мама дала сыну мыло. Рома сам мыл лицо и руки.

В дупле белка. У белки детки. Белка тащит в дупло грибы, орехи и мох.

Пришла зима. Кругом снег. Дети рады. У Лиды санки. У Тани лыжи. Лида возит Колю.

Птичка села на ветку. Это синичка. Вот снегирь. Снегирь долбит шишку. Он любит семена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: