В средние века

Государство и право западных славян испытывало сильное немецкое влияние, но имело также контакты с Византией и с кочевниками, вторгавшимися в центральную Европу из причерноморских степей. Примером могут служить первые западнославянские государства VII — X вв.

Первое западнославянское государство — княжество Само (623 — 658). Оно возникло в результате восстания славян против аваров, создавших в VI в. в Паннонии (современная Венгрия) свое государство — Аварский каганат. После поражения аваров в войне с Византией, славянский князь Само изгнал их с части славянских земель (современная Чехия и Словения), создав на них независимое княжество. У этого государства были сложные отношения с государством франков: сначала они поддержали Само в его борьбе с аварами, но затем между союзниками началась война, в ходе которой славяне захватили часть земель франков (современные Франкония и Тюрингия). В 658 г. Государство Само распалось на несколько княжеств, которые в союзе с франками до начала IX в. воевали с аварами.

Более крупным и сильным государством была Великая Моравия (IX — X вв.). Его создал князь Моймир (830 — 846), который объединил славянские княжества, возникшие в результате распада государства Само (поэтому столицей Великой Моравии стала столица Само Велеград), и дал отпор франкам, которые после захвата Карлом Великим Паннонии (803) пытались захватить и славянские земли. Под властью Моймира была вся Центральная Европа (современные Чехия, Словакия, Венгрия, часть Польши и Германии), но его государство было непрочным, т. к у него было много сильных врагов (немцы, венгры и др.). В 846 г. германский король Людовик захватил Великую Моравию, свергнул Моймира и посадил на его престол своего ставленника Ростислава (846 — 870). Однако последний вскоре начал борьбу с Германией, опираясь на поддержку Византии (в 863 г. в Великую Моравию прибыли братья Кирилл и Мефодий, создавшие здесь православную церковь). В 870 г. в результате организованного Людовиком дворцового переворота Ростислав был свергнут, и новым князем Великой Моравии стал его племянник Святополк (871—894). Это привело к усилению немецкого влияния в стране. Святополк, пытавшийся, по примеру дяди выйти из-под власти немцев, и Мефодий были брошены в тюрьму, и власть в Великой Моравии перешла к двум немецким графам. Однако победа немцев оказалась временной. В результате восстания 871 г. они были изгнаны из Великой Моравии. Святополк, посланный Людовиком на Велеград, перешел со своей армией на сторону восставших, а Мефодий был освобожден. После смерти Мефодия (885) и Святополка (894) немецкое влияние в Великой Моравии вновь усилилась (в стране победила католическая церковь, и к в власти пришла пронемецкая знать), что ослабило великоморавское государство и привело к его разгрому венграми (906).

Образование раннефеодального государства в Польше шло по пути, близкому к восточнославянскому: в VIII — IX вв. возникли племенные княжества (типа восточнославянских союзов племен), в IX — X вв. они объединились в несколько более крупных государств (типа восточнославянских княжеств середины IX в.). Одно из них было создано в Поморье, другое — в верховьях реки Вислы с центром в городе Кракове (Малая Польша), третье — в бассейне реки Варты (Великая Польша). Во второй половине X в. великопольский князь Мешко I (960 — 992) подчинил себе почти все польские земли (за исключением Малой Польши, из-за которой шла затяжная война с Чехией), принял католичество и признал себя вассалом императора Священной Римской империи.

При его сыне Болеславе Храбром (992—1025) польское раннефеодальное государство достигло расцвета. Он создал сильную 20-тысячную армию (у Мешко I было всего 3 тысячи воинов), с помощью которой завоевал Малую Польшу, Чехию и часть Киевской Руси (Червенские города, завоеванные незадолго до этого киевским князем Владимиром Святым). Незадолго до смерти он провозгласил себя королем и добился политической и церковной независимости Польши от Германии: польский король перестал быть вассалом германского императора, а в его столице Гнезно было создано самостоятельное архиепископство (до этого польская церковь подчинялась одному из немецких архиепископов). Государственный строй Польши при Болеславе Храбром был аналогичным государственному строю других раннефеодальных государств Европы. Главой государство был король, но его власть была ограничена советом светской знати и высшего духовенства. Органы центрального управления возглавляли королевские сановники (аналог министериалов в государстве франков): воевода (командующий армией), судья, скарбник (казначей), подкоморий (управляющий королевскими поместьями) и т. д. Систему местного управления возглавляли каштеляны (коменданты замков). Народное собрание и народное ополчение утратили свою роль.

После смерти короля Болеслава Кривоустого (1138) Польша распалась на четыре самостоятельных княжества. Король лишился реальной власти, которая перешла к съездам шляхты (дворянства), контролировавшим князей. В конце XIII в. началось объединение Польши, а в 1320 г. князь Владислав Локетек, объединивший под своей властью Великую и Малую Польшу, провозгласил себя королем (с XIII в. этот титул в Польше не употреблялся). Его сын Казимир Великий (1333 — 1370) создал централизованное государство: он завершил объединение польских земель и провел военную реформу, в результате которой к военной службе стали привлекать не только шляхту, но и другие сословия (духовенство, зажиточное крестьянство и т. д), а основой вооруженных сил стало «посполитое рушение» (всеобщее ополчение).

При этом польская централизация отличалась от централизации в других европейских странах, где центральная власть, опираясь на дворянство, сломила сопротивление феодальной знати, а затем подчинила себе дворян. В Польше шляхта, победив с помощью короля панов (крупных феодалов), подчинила себе королевскую власть и создала шляхетскую республику (формально она оставалась монархией). Главным оружием шляхты в борьбе за власть стали сеймики (дворянские собрания в областях). В 1493 г. был созван вальный сейм (общепольский съезд шляхты), который делился на две палаты — сенат (собрание высшего духовенства и сановников) и посольскую избу (собрание шляхты). В 1505 г. они были уравнены в правах. Сейм имел очень широкие права (избирал короля, без его согласия последний не мог издавать законы и объявлять войну и т. д.), но его работа часто была парализована принципом «либерум вето» (права любого депутата сорвать принятие решения сейма, проголосовав против него).

Объединение Польши с Литвой в единое государство, Речь Посполитую (1569), не изменило ее государственного строя (в XV — XVI вв. в Польше сохранилась шляхетская демократия), но ослабила государственное единство, т. к единственным общим государственным органом Польши и Литвы был король, а все другие
(гетманы, сеймы и т. д) существовали в обеих частях Речи Посполитой раздельно. В этих условиях шляхетская демократия сменилась магнатской олигархией XVII — XVIII вв., которая привела к ослаблению польского государства и серии военных поражений. Попытки найти выход из кризиса (принятие конституции 1791 г., отменившей принцип «либерум вето» и сделавшей польский престол наследственным, отмена крепостного права в 1794 г. и т. п.) провалились из-за сопротивления этим реформам польских магнатов и агрессии великих держав. В 1772—1795 гг. они провели три раздела Речи Посполитой, уничтожив польское государство и разделив его территорию между Россией, Пруссией и Австрией.

Слабость центральной власти в Польше определила особенности средневекового польского права. Главная из них — отсутствие общепольского законодательства. Единственной попыткой его создания были статуты Казимира Великого (1347), подготовленные польскими юристами, которые получили образование в лучших европейских университетах, но и они действовали не во всех польских областях (например, князь Мазовецкий, который был вассалом Казимира, их не признавал). Другая особенность польского права, связанная с превращением Польши в шляхетскую республику, — огромное количество правовых актов, закреплявших привилегии шляхты. Одной из таких привилегий было право свободно распоряжаться своей землей (в других феодальных государствах Европы верховным собственником земли считался король, который раздавал ее своим вассалам в лены – «держания»), в связи с чем уже в XIV в. институт «держания» в Польше исчез, и началось превращение феодальной земельной собственности в частную собственность буржуазного типа.

Образование государства в Чехии началось в результате гибели Великой Моравии. После ее разгрома венграми, которые захватили большую часть территории этого государства, чехи сумели отразить венгерское вторжение и в 906 г. создали два княжества со столицами в Праге и в Либице. В 996 г. пражский князь Болеслав II захватил Либице (при этом город был разрушен, а все его князья перебиты) и создал единое государство.

В 1086 г. чешский князь Вратислав получил от германского императора Генриха IV титул короля и признал себя его вассалом, но зависимость Чехии от Священной Римской империи была чисто символической (во время походов императора в Италию чешский король выставлял триста воинов). В XIII — XIV вв. характер чешско-немецких отношений изменился в пользу Чехии: король Пшемысл II подчинил себе значительную часть территории Германии (современная Австрия), а в середине XIV «Золотая булла» поставила чешского короля на третье место среди немецких курфюрстов (первое и второе места занимали архиепископы Трирский и Кёльнский, пятое — герцог Саксонский, шестое — маркграф Брандербургский).

Эволюция государственного строя Чехии практически не отличалась от западноевропейской: в XI в. раннефеодальная монархия сменилась сеньориальной, в XIV в. началось формирование сословно-представительной монархии (центральным органом сословного представительства в этой стране стал сейм). В начале XV в. этот процесс был прерван гуситским движением и созданием республики таборитов (1419 — 1434). После ее разгрома умеренным крылом гуситов, пошедших на компромисс с католической церковью, в Чехии была восстановлена монархия, и чешским королем стал император Священной Римской империи Сигизмунд (1436). Формально это привело к восстановлению сословно-представительной монархии, фактически — к установлению диктатуры панов (крупных феодалов), типа магнатской олигархии в Польше XVII — XVIII вв. Это было связано с тем, что чешские дворяне (владыки) оказались гораздо слабее польской шляхты и не сумели создать дворянскую демократию польского типа.

Последствия магнатской олигархии также были аналогичны ее результатам в Польше. После разгрома объединенной чешско-венгерской армии турками в битве у Мохача (1526) чешские и венгерские земли перешли под власть австрийского герцога Фердинанда Габсбурга, ставшего чешским королем. Сначала чешские земли имели в государстве Габсбургов некоторую автономию (чешский сейм избрал короля, а протестанты имели равные права с католиками), но после антиавстрийского восстания 1618 г. она в 1627 г. была ликвидирована: Чехия объявлена наследственным владением Габсбургов, органы ее центрального управления (сейм, правительство, министерства и др.) переведены в Вену, государственным языком стал немецкий язык, государственной религией — католическая религия.

Средневековое чешское право мало отличалось от польского: не было общегосударственного законодательства, заметное влияние на чешское право оказывало немецкое право и т. д. Первая особенность чешского права проявлялась в том, что в Чехии были только частные кодификации («Книга старого пана из Роземберга» XIII в., «Ряд земского права» XIV в. и т. п.). Самой полной из них была кодификация известного чешского юриста XVI в. В. Корнелиша «Девять книг о правах земли чешской». Другим важным источником средневекового чешского права были «Земские доски» (записи решений земского суда по уголовным и гражданским делам, игравшие роль судебных прецедентов. В процессуальном праве действовала презумпция виновности (ответчик в гражданском деле и обвиняемый в уголовном деле должны были сами доказывать свою невиновность). Главным доказательством был судебный поединок (дворяне бились на мечах, крестьяне и горожане — на палках). Сохранялся институт кровной мести (при троекратной неявке ответчика в суд истец имел право убить его, где бы ни встретил).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: