Социального субъекта

Гуманитарные аспекты информационной безопасности. Прежде всего, напомним, что «гуманитарный» означает все, что относится к культуре и истории нации, народа, к личности (как представителя этого народа, нации), к правам человека на жизнь, на духовное развитие и благосостояние, к интересам человека, семьи, нации, связанным с их выживанием и развитием как био-социо-культурных субъектов.

Условием самого существования любой живой материи является потребление/обмен веществом, энергией и информацией. В том числе и обмена информацией на клеточном уровне, на котором материя потребляет и обменивается информацией на своем «языке».

Социальная материя существует благодаря потреблению/обмену веществом и энергией и четырем основным видам деятельности (познания, преобразования, оценки и общения). Немыслимых без потребления/обмена информацией.

Именно в процессе той или иной деятельности и возникает то, что качественно характеризует жизнь народа, нации, семей, различных социальных групп, граждан, личности – образ жизни, взаимоотношения- взаимосвязи между людьми, между социальными группами, между народом, нацией и госаппаратом, между людьми и Природой и т.д.

Деятельности и познания, и преобразования, и оценки характеризуется как процессами коммуникации (приемом-передачей информации по различным видам коммуникационных устройств; путем передачи информации от человека к человеку, например, от начальника к подчиненному), так и деятельностью общения (непосредственным информационным обменом между равноправными субъектами деятельности; квазиобщение с литературными персонажами, домашними животными и т.д., здесь не рассматривается.

Носители информации (слово, музыка, жест, знак, рисунок и т.д.; а в широком смысле – люди, природные и искусственные феномены, включая документы, компьютерные базы и т.д.) в процессе коммуникации и общения подвержены изменению (включая намеренную деформацию, искажение) по целому ряду зависимых от субъектов и независимых от них причин.

Отметим, что искажение адекватной информации об окружающем мире и самом себе может происходить по самым различным причинам, самыми различными способами и может быть как неумышленное, так и умышленное, преднамеренное. А не адекватное восприятие информации, например, возможно и вследствие неправильного представления субъектов о сущностном содержании тех или иных носителей информации (как в процессе коммуникации, так и в процессе общения) [74].

Для индивидуального субъекта (личности, т.е. активно действующего индивида, адекватно оценивающего окружающий мир и самого себя) может быть предложено самое простое рациональное, рабочее для нашей проблематики определение на базе идеи К.Шеннона: информация есть то, что уменьшает неопределенность моих знаний об объективном (видимом и невидимом) мире и о самом себе в целях моего собственного выживания и развития (т.е. духовно, интеллектуально развивает личность в интересах ее собственной безопасности).

Информация часто понимается как «сведения». Отметим в этой связи, что «сведения» – известия, сообщения, представление о чем-то, о ком-то, знания вообще, познания в какой-то области. Отсюда вытекает, что дезинформацией (намеренной или ненамеренной) является все то, что увеличивает неопределенность этих знаний личности, иных социальных субъектов, дезориентирует их. Возможно, и в целях, в интересах какого-то субъекта информационного воздействия.

Для социальной (семьи, класса, нации), социально-профессиональной (госслужащие, инженеры, учителя, врачи, строители, полицейские и т.д.) и корпоративной (организация, фирмы) группы такое же определение на том же рассудочном уровне может быть дополнено следующим: «качество и количество информации, воспринимаемое группой, является важнейшим условием ее системности», т.е. не только степени ее духовности и интеллектуальности, но и степени организованности или дезорганизованности группы, сохранения ее в качестве именно такой, а не иной уже био-социо-культурной системы.

Поскольку степень организованности любой из этих группы (тот или иной характер взаимоотношений-взаимосвязей между членами группы) зависит, в первую очередь, от цели (миссии) деятельности группы, обусловленной ее ценностями и ценностными ориентациями (степени общности для членов группы именно этих целей, ценностей и ориентаций), постольку вся совокупность поступающей к ней гуманитарной информации может быть разделена на информацию:

- о количественных характеристиках субъектов, объектов, деятельность (функционирование) которых, так или иначе, связана с целями, интересами группы;

- о качественных характеристиках этих субъектов, объектов, которыми являются их внутренние и внешние взаимоотношения;

- о количественных и качественных характеристиках самой группы и ее членов.

И проблема состоит в том, как именно эти блоки информации влияют на ценности и ценностные ориентации группы, а, значит, на цели ее деятельности, на ее интересы, предпочтения, на взаимоотношения внутри себя и с окружающим миром? Понятно, что в случае психологической диверсионной акции, информационной операции диверсант-информаторщик должен создать условия для того, чтобы поступающая информация «прошла» в сознание и подсознание социального субъекта, была им усвоена, т.к. не встретила сопротивления сознания. И одним из важнейших условий такого «прохода», как показала история «холодной» войны, является доверие субъекта к этой информации (или к источнику информации).

Именно злоупотребляя этим доверием (чистой воды мошенничество «на доверии»), инициаторы и исполнители подрывных информационных операций (т.е. подрывающих прежнюю систему ценностей социального субъекта) и разрушают имевшуюся у субъекта систему ценностей, образующих мировоззрение и соответствующий ему (так или иначе) образ жизни, и внедряют новую.

И изменившаяся под этим информационными воздействиями система ценностей и ценностных ориентаций социального субъекта, теперь сама, самостоятельно стимулирует деятельность и взаимоотношения внутри себя и с окружающим миром, т.е. ведет, в соответствии с замыслами противника, к самоликвидации физической и/или душевной (моральной), и/или духовной (интеллектуальной) субъекта. И, что характерно, измененное сознание социального субъекта теперь уже относится с полным доверием и к корректирующей его цели, интересы, предпочтения информации, базирующейся на уже измененной картине мира и образа жизни.

Другими важными условиями «прохода» подрывной информации в сознание субъекта являются:

- ее чувственно-эмоциональная «окрашенность» («информационный удар по эмоциям»);

- создание обстановки информационного хаоса, дезориентирующего субъекта и предложение в этой ситуации доверительной информации (доверительные интонации ее подачи, указание на ее уникальность, сверхобъективность источников, необходимость этой информации для ориентации и т.д.);

- предварительная обработка сознания субъекта соответствующими образом сфабрикованными мифами, сплетнями, слухами;

- скрытое воздействие на сознание субъекта через его подсознание и т.д.

Суммируя сказанное, можно утверждать, что информационная безопасность есть насущная необходимость для любого социального субъекта (человека, группы, коллектива, нации), который, в условиях действия на него разнообразных информационных угроз, вполне осознает главные цели своей жизни (выживание и духовное и материальное развитие для реализации своей миссии, своих жизненных целей).

Ведя поиск системного рабочего содержания понятия «информационная безопасность социального субъекта», укажем, прежде всего, на следующее. Первое, давайте информационную безопасность социального субъекта в ее гуманитарной составляющей будем для краткости называть «гуманитарно-информационная безопасность».

Второе. Обратим внимание, на то, что при этом речь всегда идет как о (1) воспринимаемой информации, так и о (2) воспринимающем эту информацию субъекте.

Третье. Различные ситуации, возникающие в этой связи, могут быть пояснены следующим образом:

1.Субъект имеет необходимые и вполне определенные природные и приобретенные свойства, способности:

- хорошую память, развитое мышление и речь, волю и трудолюбие;

- развитую потребность-интерес к анализу информации;

- мировоззрение, оппозиционное современному праволиберальному, породившее финансовую глобально-капиталистическую англо-саксонскую модель обустройства планеты и атакующее социальные субъекты по всему миру, и национальные моральные ценности, противостоящие навязываемым (указанной моделью);

- знания о специфике информационной борьбы, о ее технологиях и критериях оценки, анализа и синтеза информации;

- опыт анализа и синтеза информации и на основе анализа и синтеза информации выделения важной для субъекта информации и прогнозирование возможных событий, процессов значимых для его выживания и развития, достижения личных целей.

В этом случае, сценарии результатов восприятия информации (ее оценки, анализа, синтеза, прогнозирования) могут быть следующими:

1.1. Качество информации:

- важная и своевременная, точная, полная и значимая для субъекта информация может адекватно восприниматься субъектом, т.е. субъект в состоянии (в силу наличия у него природных данных, знаний, опыта оценки и анализа информации) воспринять и использовать эту информацию для достижения своих главных целей и решения текущих задач;

- искаженная (умышленно или случайно; не полная, не точная и не актуальная) информация адекватно (именно такой, искаженной, не полной и т.д.) и восприниматься субъектом. Словом, субъект вполне способен (в силу указанных выше личностных свойств) понять, что данная информация не полная, не точная, не жизненно важная, не значимая для него и, значит, возможно, умышленно адресуемая ему с какой-то враждебной целью;

- дезинформация, дезориентирующая субъекта, случайная или умышленная и маскируемая под полную, и/или точную, и /или жизненно важную для субъекта, может восприниматься субъектом адекватно, именно как дезориентирующая;

- скрытная информация (без указания на источник информации, ее заказчиков, авторов) может восприниматься субъектом как неполная, неточная и требующая проверки;

- скрытая информация вызывает наибольшую проблему, т.к. не осознается субъектом и требует, как правило, от него специфических природных свойств, знаний и/или опыта работы с такой информацией.

1.2. Количество информации.

- большой объем (количество) информации субъект вполне способен упорядочить (сгруппировать по определенным критериям), выделить главное, оптимизировать это количество до необходимого (используя алгоритмы оптимизации количества информации), оценить с точки зрения умышленности и проанализировать оптимизированную информацию с помощью критериев важности (для себя), полноты, точности, текущей актуальности;

- малый объем (недостаточное для принятия решений количество) информации субъект вполне способен нарастить, зная алгоритмы этой работы, до необходимого ему количества (используя алгоритмы оптимизации количества информации).

2. Субъект не имеет необходимых и вполне определенных или природных, или приобретенных свойств и способностей (о свойствах см. выше), или и тех и других.

В этом случае, сценарии результатов восприятия информации субъектом могут быть следующими:

2.1.Качество информации:

- важная и своевременная, точная, полная и значимая для субъекта информация может не адекватно восприниматься субъектом, т.е. субъект (в силу отсутствия у него необходимых природных данных, и/или мировоззренческих позиций, знаний, опыта оценки и анализа информации) может оказаться не в состоянии адекватно воспринять и использовать эту информацию для достижения своих главных целей и решения текущих задач;

- искаженная (умышленно или случайно, не полная, не точная и не актуальная) информация может восприниматься субъектом как достаточно полная, точная и значимая. Словом, субъект может оказаться не способным (в силу указанных выше личностных свойств) понять, что данная информация не полная, не точная, не жизненно важная, не значимая, и, значит, возможно, умышленно адресуемая ему с какой-то враждебной целью.

- дезинформация, дезориентирующая субъекта, случайная или умышленная и маскируемая под полную, и/или точную, и /или жизненно важную для субъекта, может восприниматься субъектом как полная, и/или точная, и /или жизненно важная для него.

- скрытная информация (без указания на источник информации, ее заказчиков, авторов) не воспринимается субъектом как требующая уточнений, как неполная, неточная и требующая проверки.

- скрытая информация вообще не осознается таким субъектом.

2.2. Количество информации.

- большой объем (количество) информации субъект не способен упорядочить (сгруппировать по определенным критериям), выделить главное, оптимизировать это количество до необходимого, оценить с точки зрения умышленности, важности (для себя), полноты, точности, текущей актуальности;

- малый объем (недостаточное для принятия решений количество) информации субъект не способен нарастить до необходимого ему количества.

Таким образом, информационная безопасность социального субъекта непосредственно связана с его определенными личностными природными и приобретенными свойствами, которые позволяют ему адекватно воспринимать принимаемую информацию.

Наибольшей угрозой для субъекта является срытое информационное воздействие на его подсознание. Одновременно следует отметить, что первичную опасность несут угрозы «нейтрализации» социального субъекта путем изменения его (1) оппозиционного мировоззрения и того, что составляет сущность традиционного для него национального образа жизни – (2) национальных моральных ценностей и ценностных ориентаций (имеющих конфессионально-идеологическую, политико-идеологическую или смешанную основу, противостоящую навязываемым ценностям). Их подрыв, дискредитация в сознании информационно атакуемого субъекта и замещение необходимыми атакующему лишают смысла полученные субъектом знания и опыт оценки, анализа и синтеза воспринимаемой информации.

Словом, в самом общем смысле под информационной безопасностью социального субъекта можно понимать такое состояние их информационных взаимосвязей с окружающим Миром и самим собой, при котором информационному взаимообмену (получению, передаче, оценке и анализу информации) субъекта не угрожают реальные угрозы.

Как отмечалось, опасности, т.е. угрозы гуманитарно-информационной безопасности социального субъекта выражаются в том, что информация, необходимая для выживания, развития субъекта, для достижения субъектом своих целей, может быть уничтоженной, утраченной, искаженной и/или дезориентирующей и неадекватно воспринятой, а также скрыто внедренной.

Мы, ограничившись в этой работе только искажением, дезинформированием и неадекватностью восприятия информации, а также ее скрытым внедрением, и учитывая непрерывный характер информационной войны, можем ограничить и рабочее для нашей темы содержание понятия гуманитарной информационной безопасности субъекта.

Поскольку условием самого существования социального субъекта является потребление/обмен веществом, энергией и информацией, постольку этот субъект не может существовать без информационного взаимодействия и информационных взаимосвязей-взаимоотношений. Важной составляющей этого взаимодействия и взаимоотношений является информация гуманитарного характера.

В этой связи безопасность информационного взаимодействия и информационных взаимосвязей-взаимоотношений социального субъекта в гуманитарном плане означает:

и безопасность самого социального субъекта (личности, нации, иной социальной группы) в своей неизменной качественной определенности (как личности, члена нации);

и способность субъекта (определяемую во многом природными и приобретенными свойствами) как (1) защищать себя от информационных угроз гуманитарного характера, возникающих в процессе этого взаимодействии и взаимоотношений, так и (2) адекватно воспринимать информацию, своевременное выявляя, оценивая и анализируя и дезинформацию, и искаженную и скрыто внедряемую информации и т.п.

Или гуманитарно-информационная безопасность социального субъекта есть такое состояние его информационного взаимодействия и информационных взаимосвязей гуманитарного характера, которое характеризуется защищенностью от различных информационных угроз.

4. Условия эффективности информационной защиты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: