Подсознание и манипулирование психикой

Поступками, делами, да и вообще жизнью индивида, руководит в значительной степени подсознание, или бессознательное. Традиционное считалось, что Разум (олицетворенный с сознанием) есть самое главное в деятельности человека. Это не совсем так. Сознание, безусловно, играет важную роль, определяя перспективу деятельности человека, ее цели, задачи. Но текущими, сиюминутными поступками руководит подсознание.

Именно от того, чем наполнено подсознание (бессознательное), зависит возникновение у субъекта тех или иных мыслей, которые позже трансформируются в желания и последующие поступки (поступки – как реализация желаний).

Само подсознание формируется несколькими взаимодополняемыми способами: 1) метафизическое воздействие, «разговор» с подсознательным другой материи, Высшего Разума на ее собственном образном голографическом языке; 2) влияние коллективного бессознательного, обмена информацией на уровне чувств, эмоций с другими людьми; 3) информация, поступаемая при жизни индивида посредством трех систем: визуальную (зрительная, ощущения и представления), аудиальную (звуковую), и кинестетическую (мышечные ощущения, вкус, запах).

Сущность первого воздействия изложена в гипотезе В.И.Ставицкого. Наполняемость подсознания посредством коллективного бессознательного напрямую зависит от опыта человечества, опыта предшествующих поколений. На информацию, поступающую при жизни, частично оказывает влияние сам индивид, и, видимо, в гораздо большей мере среда его обитания. Хотя скорей всего следует говорить о том, что среда обитания формирует направленность мыслей в спектре знаний индивида.

Тогда как, если индивид обладает соответствующей волей и характером, то можно допустить, что он вполне способен сам участвовать в формировании бессознательного своей психики. И в этом случае среда лишь косвенно влияет на будущие знания индивида. Ведь бессознательное это ничто иное, как определенный багаж знаний индивида, накопленный в процессе жизни. Причем следует заметить о необходимости постоянной пополняемости материала.

Не весь подобного рода материал переходит в сознание, а, значит, отображается в сознательной жизни индивида. Видимо, когда возникает необходимость, информация из бессознательного обязательно переходит в сознание, становится доступной сознательной части психики. И что-то может инициировать появление в сознании части информации, хранящейся в бессознательном. То есть мы можем предположить, что и сознание частично участвует в данном процессе.

Тут можно сравнить с механизмом вспоминания. Какая-то случайно возникшая деталь может вызвать за собой цепочку тех или иных воспоминаний. Так и в случае сознания и подсознания: на частичное появление информации способно оказывать влияние нечто, появляющееся в спектре внимания сознания индивида. Причем совсем необязательное какое-либо сознательное участие индивида в процессе вызывания мысле-образов.

Когда мы говорим о том, что индивид совершает т.н. немотивированные (неосознанные) поступки, то и тогда нельзя утверждать, что он в этом случае так то уж не при чем. Потому как, даже если какая-либо информация не проходит через сознание, то она исходит как раз из подсознания этого индивида.

И все же, если более подробно остановиться на формировании мыслей, желаний, и последующих поступков, то следует заметить, что в данном случае бессознательное индивида и является тем, где как раз и зарождается нечто, что в последующем сыграет определенную роль в поступках индивида. Причем иной раз это и действительно получается так, что сам индивид как будто и не знает, отчего к нему пришли те или иные мысли, и отчего он совершил те или иные поступки.

Таким образом, рассматривая тему «Подсознание и манипуляции», можно говорить о том, что манипулятор воздействует на тот или иной мысле-образ в психике индивида, и уже через него добивается появления в подсознании той установки, которая затем воздействует на сознание индивида и вынуждает его «слушаться» воле манипулятора. Словом, манипуляторы используют механизмы психики другого индивида для подавления его разума, сознания с целью исполнения собственного желания.

При этом должна быть обоснованность и точность манипуляций, чтобы, воздействуя на тут или иную составляющую бессознательного вызвать нужный эффект. Практика показывает, что на самом деле точно, на 100% предсказать реакцию бессознательного невозможно. Личность иногда вспоминает, что она личность, а не дрессируемое животное, и поступает наперекор замыслам манипулятора.

Умышленное искажение информации, дезинформирование, внедрение информации в виде каких-то образов в подсознание необходимы субъекту информационного воздействия для того, чтобы:

- заместить у объекта-субъекта воздействия имеющиеся у него мировоззрение и его идеологическую составляющую новыми, необходимыми субъекту информационного воздействия;

- незаметно управлять деятельностью, поведением объекта-субъекта информационного удара. Так управлять, чтобы этот объект-субъект, как уже отмечалось, считал задаваемую ему деятельность, поведение собственным выбором и (1) целей деятельности, и (2) способов деятельности, и (3) принципов построения взаимоотношений с другими людьми в процессе такой деятельности.

Все эти методы, способы и приемы, процедуры и процессы подрывного информационного воздействия, сгруппированные и взаимосвязанные по каким-то целям, могут быть названы подрывными информационными технологиями. А с учетом того, что при применении этих обманных технологий используется доверие объекта-субъекта информационной атаки к информации воздействия, мы можем с полным правом называть эти технологии манипулятивными, т.е. технологиями манипуляции сознанием объекта-субъекта информационного воздействия [5;13;22;26;33; 36;65;104;106;143].

Справка. Технология - совокупность методов, способов, процедур и процессов, применяемых в каком-нибудь деле.

Манипулирование – это воздействие одного индивида на другого, с целью выполнения последним воли первого. В нашем случае понятие «манипуляция» объединяет все мошеннические, т.е. обманные, недобросовестные (жульнические) приемы; махинации с информацией, использующие ложь (т.е. намеренное искажение истины, неправда, часто умышленно неточная, неполная информация для обмана), правдоподобную (похожую на правду, но ложную) информацию, дезинформацию и т.п., а также злоупотребление доверием людей в целях достижения манипулятором какой-то личной выгоды.

В связи с гуманитарно-информационными аспектами нашей проблематики и целями обеспечения информационной безопасности субъектов, требующих знания технологий воздействия информацией на сознание и подсознание, особое внимание, естественно, надлежит уделять тем манипулятивным технолгиям, которые:

1) непосредственно воздействуют на характер взаимоотношений-взаимосвязей: в обществе;

- в семьях, в нации, между семьями, нациями, народами, т.е. в обществе; в политической надстройке (в госаппарате и между госслужащими различных его ведомств); между обществом и госаппаратом; между обществом и Природой; между госаппаратом и Природой и т.д.;

- между собственной нацией и зарубежными нациями; между своим государством и иными государствами;

2) характеризуются как реальные (а в отдельных случаях и потенциальные) угрозы безопасности, т.е. имеют уже доказанный фактами разрушительный потенциал таких угроз;

Мы полагаем, что умение с той или иной степенью объективности выявлять, анализировать и прогностически оценивать эффективность технологий манипуляции сознанием личности, нации, общества прямо связано с проблемами личной, семейной, корпоративной и национальной безопасности (= безопасностью нации).

Сам анализ и синтез информации об изменении мировоззрения, связанных с ним систем ценностей и ценностных ориентаций личности и социальных групп требует надежных по своей степени объективности критериев оценок этих изменений.

Особое внимание при этом анализе-синтезе-прогнозировании необходимо уделять реально практикуемым целям деятельности и характеру взаимоотношений (т.е. всему тому, что их регулирует: обычаям, традициям, принципам морали, «моде» на те или иные отношения, действующему и проектируемому законодательству, внедряемым в общественное сознание примерам, образцам, моделям взаимоотношений и т.п.).

Справка. 1.Греческое «kritзrion» («критерий») и означает мерило оценки, суждения. Следовательно, речь идет о критериях для наших оценок, заключений. Понятно, что эти критерии должны базироваться на всеобщих, наиболее общих и общих объективных законах Мира, на их объективной специфичной реализации в социальной материи – объективно-субъективных закономерностях.

2. Законом (не в правоведении) обычно называется установленная исследователями или практиками объективная и, как правило ( т.е. очень часто, с очень высокой степенью вероятности), повторяющаяся в одних и тех же условиях связь между явлениями действительности.

Под закономерностью функционирования и развития общества обычно понимают объективную и довольно часто повторяющуюся в одних и тех же условиях связь между общественными явлениями, отражающую основные тенденции исторического развития, т.е. действие неких фундаментальных законов объективного мира в обществе, специфически проявляющихся в функционировании и развитии социальной материи в виде объективно-субъективных закономерностей, т.е. действующих через инстинкты и сознание, чувства-эмоции и волю людей.

Во Вселенной действуют всеобщие объективные законы (иногда их называют Силами), часть которых уже познана людьми [53; 66]. Заметим, что они проявляются специфически в той или иной материальной и духовной среде. Эта специфичность обусловлена именно характеристиками той или иной среды, но, разумеется, не отменяет их действия.

Следует сразу уточнить, вспоминая К. Маркса, что установление универсальных законов общественного развития довольно проблематично, и они определяются весьма запутанным и приблизительным образом, лишь как господствующая тенденция, как некоторая никогда твердо не устанавливающаяся средняя постоянных колебаний.

Словом, исследователь процессов, происходящих в социуме (общество+государство) не может претендовать на формулирование абсолютно точных и универсальных законов функционирования и развития всех стран. Но это не значит, что тот или иной исследователь не способен установить хотя бы некоторые общие закономерности, отражающие основные тенденции исторического развития, т.е. действие неких фундаментальных законов объективного мира в обществе, конкретные наиболее общие закономерности общественного развития человечества или общие для тех или иных групп стран социологические законы.

Эта задача вполне по силам отдельному исследователю, обобщающему объективные факты, анализирующему достоверную информацию. Особенно в тех случаях, когда он исходит из того, что всеобщие, фундаментальные законы Вселенной, которым подчиняется все живое и «мертвое» во Вселенной, обязательно имеют специфику своей реализации в:

наиболее общих законах функционирования (а) всей живой материи (биологической и социальной) и (б) в неодушевленной материи,

общих законах функционирования и развития (а) всей социальной материи и (б) всех физических (или химических, например) явлениях,

особенных законах, реализующихся всходных между собой (а) цивилизациях и ( б) особых разделах наук, например, электрофизике или биохимии,

а также в специфических законах, проявляющихся на уровне наций, социально-профессиональных групп и т.п.

Поясним еще раз. Все всеобщие законы Вселенной пронизывают ее. Они имеют свою специфику проявления, например, на уровне всей живой материи и в этом случае называются наиболее общими (для всей «живой» материи), последние имеют специфику проявления на уровне только социальной материи (общие именно для социальной жизни) и т.д.

Словом, одни и те же всеобщие законы Вселенной по разному, с учетом вида материи, проявляются в разных ее видах и эта «разность» их проявления (отражаемая и терминологией наук, изучающих эти уровни материи) абстрактно указана нами понятиями «наиболее общие», «общие», «особенные» и «специфические». И мы исходим из того, что критерии, которые мы должны использовать для анализа гуманитарной информации, должны, для своей объективности, базироваться на объективно-субъективных закономерностях функционирования и развития социальной материи.

Критерии необходимы нам и для оценки, анализа и синтеза:

- получаемой информации на предмет определения ее важности и своевременности, точности, полноты и значимости;

- поражающего потенциала той или иной информационной угрозы;

- состояния защищенности сложных информационных систем (личности, семьи, организации, социальной группы, нации, государства, т.е. национальной или общенациональной защищенности страны; с учетом того, что в системной методологии семья является не ячейкой, а основой общества);

- проектов или действующих политических, правовых, финансово-экономических и т.д. нормативных актов, влияющих на информационную безопасность личности, семьи, организации, социальной группы, нации, государства;

- намерений, планов различных социальных или политических субъектов (фирм, движений, партий, политических лидеров, известных лиц и сил, действующих на мировой арене и пр.) в контексте всех упомянутых выше задач информационной безопасности отдельных людей, их семей, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-классовых групп, наций, государств, стран, человечества и т.д.

Руководители бывают трёх

типов: начинающие, сложившиеся и

разложившиеся.

(Валерий Посоховский)

III. Психологическая и информационная войны:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: