Содержание. Методические указания

И С Т О Р И Я О Т Е Ч Е С Т В А

IX в. – начало XXI в.

Методические указания

Для самостоятельной подготовки студентов

Фармацевтического факультета

Тюмень – 2013

История Отечества IX в. – начало XXI в.: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов фармацевтического факультета / М.К.Бросалина, Н.Г.Третьяков, А.Э.Волков. – Тюмень: Тюм.ГМА, 2013. 56 с.

Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюм.ГМА по дисциплине «История Отечества» для студентов фармацевтического факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «История Отечества», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля, вопросы для модульного контроля (коллоквиумы № 1-2).

Авторы – составители:

Бросалина М.К., зав. кафедрой, к.и.н., доцент

Третьяков Н.Г., к.и.н., доцент (редакция)

Волков А.Э., к.и.н., ст. преподаватель

Рецензенты:

Губанов Н.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии ТюмГМА Никулина Г.А., к.и.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук ТюмГАСУ

Утверждено на заседании кафедры отечественной истории и экономической теории Тюм.ГМА 16 апреля 2013 г., протокол № 8.

Одобрено Советом по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Тюм.ГМА 18 апреля 2013 г., протокол № 4.

Утверждено на заседании ЦКМС Тюм.ГМА 2013 г., протокол №

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи изучения дисциплины, предполагаемые компетенции …….. 4

Модуль 1. 1. Теория и методология исторической науки.

Древняя и Московская Русь. Российская империя в XIX в……….....5

Тематический план......……………………………………………………5

Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности ………………… 6

Тема 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. …………………7

Тема 3. Русские земли в ХП – ХIV вв. …………………………………………9

Тема 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. …………..12

Тема 5. Формирование Российского централизованного государства

в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 13

Тема 6. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 15

Тема 7. Внешняя политика Ивана Грозного ………………………………….17

Тема 8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.…………………………… 18

Тема 9. Петр I и его время ……………………………………………………. 21

Тема 10. Эпоха дворцовых переворотов ……………………………………. 23

Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 25

Тема 12. Социальные движения и общественная мысль в XVIII в………..... 27

Вопросы к коллоквиуму № 1..………………………………………………….29

Модуль 2. ХIX – XX века в отечественной истории. Россия на современном этапе модернизации ……………………………………………………………. 29

Тематический план……………………………………………………...... 30

Тема 13. Россия в первой половине ХIХ в. ……………………………………30

Тема 14. Эпоха великих реформ XIX в. ……………………………………… 33

Тема 15. Внешняя политика России в XIX в………………………………….. 34

Тема 16. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Особенности буржуазной модернизации ………………...…………36

Тема 17. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.) ….38

Тема 18. Россия в системе межимпериалистических противоречий

начала XX в. ………………………………………………………….. 41

Тема 19. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.) ……… 42

Тема 20. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма..44

Тема 21. СССР накануне и в годы Великой Отечественной

войны 1941-1945 гг. ……………………………………………………47

Тема 22. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма …………. 49

Тема 23. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. ………… 53

Вопросы к коллоквиуму № 2. …………… …………………………………….55

Цели изучения дисциплины:

Формирование у студентов системного представления об истории России, выяснение её места и роли во всемирной истории, что способствует повышению общекультурной грамотности будущих специалистов, воспитанию патриотизма, выработке осознанной и активной мировоззренческой и общественно-политической позиции.

Задачи изучения дисциплины:

а) уяснение основных методологических принципов исторической науки, закономерностей и тенденций развития исторического процесса, основных современных научных направлений и концепций;

б) усвоение важнейших вех исторического развития России, основных фактов, событий, явлений, процессов, роли виднейших исторических личностей;

в) расширение культурного и общественно-политического кругозора, способности грамотно и самостоятельно оценивать прошлое и настоящее Отечества во всемирно-историческом контексте;

г) выработка исторического мышления, ориентированного на сознательное и ответственное участие в политическом процессе гражданского общества в соответствии с принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование студентами следующих общекультурных компетенций (ОК):

– способности и готовности к демонстрации гражданской позиции, интегрированностью в современное общество, нацеленностью на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-1);

– способности и готовности владением методологией культурно-исторического и деятельного подходов (ОК-2);

– способности и готовности владением практическими способностями поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных систем, сетевых технологий баз данных и знаний (ОК-3);

– способности и готовности владением литературной и деловой и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тесты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний, а также принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументировать свою точку зрения (ОК-4);

– способности и готовности выстраивать социальные взаимоотношения на принципах толерантности и безоценочности, а также разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях разного культурно-расово-этнического происхождения (ОК-5);

– способности и готовности к самоусовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности, адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать возможности, склонности к формированию новых идей (креативности) (ОК-6);

– способности и готовности представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры, а также склонностью критически оценивать освоенные теории и концепции, границы их применимости, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования и способностью содействовать обучению и развитию других (ОК-8);

– способности и готовности к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-10);

– способности и готовности самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, а также наличием склонности к осуществлению просветительной и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений (ОК-11);

– способности и готовности владением навыками проведения научных исследований, как в составе группы, также и самостоятельно, реализуя при этом специальные средства и методы получения нового знания (ОК-15).

Модуль 1. Теория и методология исторической науки.

Древняя и Московская Русь. Российская империя в XIX в.

Тематический план

Лекции

1. Введение. Основные методологические понятия исторической науки.

2. Древняя Русь в IX-XIII вв. Образование и укрепление Российского централизованного государства в XIV-XV вв.

3. От Средневековья к Новому времени: Россия в XVI-XVII вв.

4. Особенности российской модернизации в XVII в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: