Информационно-психологической войны. «Нейтральное» и «похожее», «понимающее» и «благосклонное», «мирное» или «агрессивное» поведение людей находит свое отражение как на бытовом уровне

«Нейтральное» и «похожее», «понимающее» и «благосклонное», «мирное» или «агрессивное» поведение людей находит свое отражение как на бытовом уровне, так и на религиозном, и государственном. Получив одно и то же сообщение, один человек ложится отдыхать, другой начинает считать возможные прибыли, третий сочиняет научный трактат, четвертый проверяет свое оружие…

Принцип «Понимание объекта-субъекта». Для того чтобы сложная информационная самообучающаяся система (человек, социальная группа) способна была целенаправленно перепрограммировать другую подобную систему, она должна ее «понимать».

Принцип «Определение целей воздействия». Определить цель перепрограммирования — это значит найти в окружающем мире или специально создать информационную систему (эталон), на которую данная система должна стать похожей. При этом перепрограммируемая система и «эталон» должны быть «понимающими» друг друга.

Как, например, формировалась цель перепрограммирования в мире программного обеспечения для «народа»? А.П.Кулаичев рассказывая об этом, отмечает, что многие были свидетелями, но уже мало кто вспоминает о том, что заря windows занялась во второй половине 1992 г. с беспрецедентного кругосветного пропагандистского турне руководства Microsoft с массой речей и выступлений на сотнях бизнес-встреч, семинаров и международных выставок.

Главной целью этой акции было всколыхнуть мировую общественность, увлечь за собой и привязать к себе ведущих мировых производителей, которые после переориентации своих перспективных разработок (и связанных с этим капиталовложений) уже не смогут уклониться от магистрального пути. А уж за ними поплетутся массы пользователей, быстро привыкающие считать такой мир единственным.

Этот замечательный пример показал всем сообразительным, что затраты на рекламу значительно эффективнее, чем затраты на корпоративное «долизывание» продуктов. Поэтому с приходом Windows началась резкая деградация качества программного обеспечения и его усложнение. Тем самым несомненной заслугой Б.Гейтса является открытие и наглядная демонстрация сверхмощных механизмов массового порабощения в эру информационной цивилизации.

Принцип «Адекватности информации целям воздействия». Перепрограммировать сложную информационную систему — это значит подобрать для нее такие входные данные, которые соответствуют цели программирования.

Принцип «Видеть мир чужими глазами». Подобрать входные данные для социальной системы в соответствии с заданной целью перепрограммирования — это значит заставить эту систему «смотреть на мир чужими глазами», глазами той информационной системы, на которую данная система должна стать похожей, т.е. глазами эталона.

Принцип «Исключение иной информации, иных взглядов». Для СМИ это наиболее характерно: развернуто показывать события, находясь на точке зрения только одной стороны и лишь кратко упоминать об иных точках зрения.

Например. В.Шурыгин, анализируя информационный аспект военных действий в Чечне, подробно описывает, как был реализован способ перепрограммирования россиян на практике [139]. Для этого он отмечает, что в среднем чеченская тематика занимала в программах НТВ от 10 до 18 минут на информационный выпуск, в «Вестях» (информационная программа российского телевидения) от 3 до 7 минут. При этом у НТВ до 80% всех видеосъемок непосредственно боевых действий велось со стороны чеченских боевиков или использовались пленки, снятые с их стороны. В «Вестях» это соотношение достигало 60%.

Оставшиеся 20% НТВ обычно делило между съемками разрушений, обычно приписываемых армии, интервьюировании местных жителей-чеченцев, «страдающих от русской агрессии», или же комментариями своих тележурналистов, в лучшем случае на фоне российских позиций, но чаще у сгоревшей российской техники. Так же примерно делили оставшийся эфир и «Вести».

Анализ публикаций таких газет, как «Московский комсомолец» и «Известий», выявил следующее: лишь в одной из четырех статей упоминалась или раскрывалась точка зрения на происходящие события федерального командования. Три же из четырех публикаций носили или же откровенно прочеченский характер, героизируя боевиков, преувеличивая их возможности, или же жестко критиковали армию и ее действия в Чечне.

Опросы общественного мнения, проводимые НТВ, возможно, с целью проверки эффективности данного способа перепрограммирования, подтверждали, что для среднестатистического гражданина, регулярно смотрящего телевизор, отношение к собственной армии изменяется в худшую сторону, а цели боевиков становятся «ближе и понятнее».

Аналогичная ситуация была и в случае агрессии НАТО в Югославию. Если первоначально российское телевидение рассказывало и показывало происходящее именно с территории Югославии, то после изгнания президентом российского премьера, все больше сюжетов стало идти с территории Македонии и других пронатовских стран. Как сказал генерал Л.Шебаршин, в прошлом один из руководителей КГБ СССР:«Телевидение — средство общения мошенников с простаками».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: