Умение слушать

Когда у нас есть особая заинтересованность в том, о чем идет речь, мы обычно при этом говорим:

— Я весь внимание.

И сопровождаем эти слова бессознательным изменением своей позы — поворачиваемся лицом и наклоняемся к тому, кто подает информацию, и устанавливаем с ним зрительный контакт.

Человек, который намерен в полном объеме воспринять слова собеседника, должен постоянно помнить, что слова «слышать» и «слушать» имеют некоторые семантические различия.

Глагол «слышать» означает физическое восприятие звука, а глагол «слушать» обозначает восприятие звука определенного значения.

В первом случае восприятие звука происходит с помощью чувств, без всяких усилий со стороны слушающего.

Во втором случае слушание в основном представляет собой волевой акт, приводящий в действие умственные процессы у воспринимающего информацию лица.

Эффективность слушания зависит от устойчивости его внимания. Поэтому в процессе коммуникации стараемся устранить все то, что его нарушает или затрудняет.

К примеру, это необходимо, когда приходится общаться в каком-либо многолюдном месте, например, на улице, в ресторане, общественном туалете, камере следственного изолятора. В этом случае есть немало различных отвлекающих внимание факторов. Самое разумное при этом отойти в сторону или отыскать какой-либо «тихий уголок», где их действие ослабевает или вообще не имеет места.

Об этом же, видимо, следует позаботиться и когда общение происходит в домашних условиях, т.е. выключить телевизор, прервать набивание собственного желудка, дать подзатыльник малолетнему шумному наследнику, продемонстрировать кулак разговорчивой жене…

А уж когда коммуникация имеет место на деловой основе, в профессиональной или производственной сфере, устранение всего, что нарушает устойчивость внимания в процессе восприятия услышанного, является безусловной необходимостью.

Так, слушая посетителя в своем рабочем кабинете, не следует одновременно отвечать на телефонные звонки, подписывать деловые бумаги, не имеющие отношения к теме беседы, и не совершать другие действия, мешающие результативному слушанию.

Когда же нет возможности сделать это, лучше прямо об этом сказать посетителю и перенести коммуникацию с ним на более подходящее для этого время.

Особенно есть потребность устранить отвлекающие слушание факторы, когда между общающимися по тем или иным причинам зрительный контакт затруднен или вообще не имеет места.

Причина этого в том, что визуальный контакт слушателя с говорящим содействует лучшему восприятию первым поступающей ему информации. Этот контакт в определенной степени вдохновляет говорящего, в результате чего его информационное воздействие на слушателя может стать более качественным и интенсивным.

Однако при этом говорящему нужно проявлять осторожность, поскольку у него есть возможность переусердствовать и добиться противоположного результата.

Допустим, когда он длительное время смотрит в глаза слушателя, у того может возникнуть неблагоприятные для него эмоции («Ну чего уставился?!»).

На результативность слушания оказывают также влияние позы и жесты занятого этим человека.

Они могут выражать его различные эмоции, в том числе характер и особенности его слушания, желание или нежелание воспринимать информацию.

Так, когда собеседник небрежно развалился в кресле или на диване, это явный признак того, что его слушание не является достаточно эффективным. Свидетельством же противоположного является его поза, когда слушатель наклонился к собеседнику или заинтересованно смотрит на него.

Есть основания сделать вывод о том, что объект вас не слушает или делает это плохо, если он при этом малоподвижен и не смотрит на вас. Очень может быть, что в это время он думает совсем о другом.

Чрезмерная эмоциональность слушающего, частое изменение им своей позы тоже могут быть проявлением того, что его восприятие не отличается высоким качеством.

Слушание у разных людей имеет отличия. Многим из них присуща своя его манера.

Иногда даже ведут речь о наличии у каждого общающегося своего индивидуального стиля слушания, о том, что его особенности определяются его характером, личными интересами, возрастом, воспитанием, количеством съеденного и выпитого.

На манеру слушания в каждом конкретном случае оказывает влияние и та ситуация, в которой происходит коммуникация. Понятно, что она не может быть одинаковой и в кабинете начальника, и дома на кухне, и в ресторане после полуночи, и на Пикадили при общении с местными девушками.

На стиль слушания оказывает свое влияние также правовой и социальный статус лица, участвующего в коммуникации. Естественно, что слова того, кто занимает более высокое должностное положение или спит на подушке, набитой долларами, обычно слушателем воспринимаются более внимательно, что сказывается на его позе, жестах и прочих проявлениях.

С другой стороны, такие лица являются менее внимательными слушателям, чем те, которые имеют более низкий правовой и социальный статус, что тоже находит отражение в их манере слушания.

Она зависит и от половой принадлежности тех, кто воспринимает информацию. В частности это проявляется в том, насколько часто они прерывают говорящего.

Когда в коммуникации участвуют лица одного пола, то они слушают друг друга в равной степени и перебивают друг друга одинаково часто.

Но когда общаются лица противоположного пола, иная картина. Представитель сильного пола более плохой слушатель — он обычно перебивает собеседницу в 2 раза чаще, чем она.

Отличаются при слушании мужчины и другим, не очень позитивным качеством: они нередко, недослушав собеседника, начинают высказывать свое мнение.

Особы женского пола более положительные, чем мужчины, слушатели, не только потому, что реже перебивают лиц. вербально с ними общающимися, но и отличаются тем, что когда в процессе слушания его прерывают, они чаще возвращаются к тем вопросам, на которых их внимание было сосредоточено.

Женское слушание имеет и иную особенность, мало присущую мужчинам: женщины воспринимают информацию одновременно и умом, и сердцем.

Может создаться впечатление, что все женщины идеальные слушательницы — внимательные, отзывчивые и чуткие. А вот все мужчины являются некорректными и мало восприимчивыми слушателями.

На самом деле и в отношении женщин, и в отношении мужчин имеют место при слушании значительные колебания в ту или иную сторону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: