Источники административного права

Источник административного права (и права вообще) – внешнее выражение нормы права, основной и единственный способ выражения норм права – правовой акт.

Источники административного права можно классифицировать следующим образом:

1. Акты федерального уровня:

1) Законы (ФКЗ, ФЗ).

По видам источники административного права в виде законов: отраслевые (закон об образовании),предметно-функциональные, регулирующие отношения в рамках исполнения какой-либо одной государственной функции, статутные (они определяют правовой статус какой-то отдельной группы субъектов, одного субъекта (Например, ФКЗ «О Правительстве»)), кодекс (комплексное регулирование подотрасли (КоАП)), основы законодательства (временный вид нормативного акта, обеспечивающий комплексное регулирование до принятия другого акта).

Особенности: Предполагают активную правоприменительную деятельность.

2) Указы Президента РФ

а) определяют систему и структуру ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти), в каких формах органы могут быть созданы, какие они в принципе существуют в РФ на данный момент;

б) организуют федеральную государственную службу;

в) обеспечивают применение мер государственной и общественной безопасности;

г) восполняют пробелы в законодательстве; д) др.

3) Постановления Правительства РФ (источником административного права может быть только постановление, так как являются нормативным актом; распоряжение - ненормативный правовой акт)

– высшая ступень в иерархии актов ОИВ, носят подзаконный характер, принимаются во исполнение действующего законодательства, призваны конкретизировать и детализировать вышестоящие нормативные акты.

Делятся на 2 группы: акты, регулирующие деятельность ОИВ,

и акты, регулирующие жизнедеятельность населения в определенных сферах (например, положение о порядке лицензирования определенного вида деятельности).

4) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Указ Президент от 9 марта 2004 «О системе и структуре ФОИВ» попытался ограничить право определенных органов издавать акты. Министерства могут издавать акты, а службы и агентства только в специально указанных случаях.

Акты ЦБ, Генеральной прокуратуры по общему правилу не относятся к источникам административного права по предмету регулирования (не относятся к органам исполнительной власти).

2. Акты на уровне субъектов РФ.

Виды административных законов на уровне субъектов: статутные акты, отраслевые и функциональные.

Конституции (Уставы) субъектов

Законы Субъектов РФ

Акты высшего должностного лица

Акты высшего исполнительного органа (Правительство, администрация)

Акты центральных ОИВ субъектов специальной компетенции

Центральные в Свердловской области органы не могут издавать акты.

3. Муниципальные акты

На уровне органов местного самоуправления можно выделить следующие источники административного права:

- Акты исполнительных органов местного самоуправления (ОМС).

- Акты исполнительно-распорядительных ОМС (Гордума, администрация)

4. Локальные нормы государственных предприятий, учреждений (только в том случае, если затрагивают права и обязанности граждан, не являющихся сотрудниками; должна быть связана с выполнением распорядительных функций).

5. Нормативные договоры (конституционное-правовые и административно-правовые).

Если стороны субъект и РФ, то конституционно-правовой. Правительство РФ и Правительство субъекта, то административно-правовой. То есть договор должен заключаться по поводу исполнительно-распорядительной деятельности и сторонами должны быть ИО.

6. Судебная практика. Также является источником административного права. Не влечет никаких последствий для принявшего решение органа. Не имеет влияние в целом на ИВ.

1 - Решения КС (Конституционного Суда РФ). Постановления КС (общая обязательность, обязательность опубликования), определения КС имеют значение с точки зрения правовых позиций, высказанных КС.

2 - Практика высших судов ВС (Вреховного Суда РФ), ВАС РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ). Постановления Пленумов. Формально указания Пленумов необязательны. Но все равно вышестоящие суды обеспечивают единообразие судебной практики.

3 – Административная практика. Официально не признается.

4 – Доктрина. Официально не признается.

Общая характеристика административного законодательства, источников административного права (в широком смысле, но не ниже актов Правительства).

1. Находится в совместном ведении РФ и субъектов. Причем отдельные элементы находятся в ведении РФ, отдельные – в ведении субъектов.

2. является некодифицированным и некодифицируемым.

3. систематизировано по отраслям управленческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: