Стимул – это вид воздействия (благо или наказание), которое применяется к работникам в организации для корректировки их трудового поведения.
Современные организации используют различные методы стимулирования трудового поведения и результативности труда персонала:
- экономические методы (денежные поощрения либо наказания в виде лишения премий, штрафов);
- целевой метод (постановка перед подчиненными конкретных и ясных трудовых целей и задач повышает их активность и эффективность деятельности);
- метод расширения работ (увеличение горизонтальной нагрузки работника, то есть ему поручается больше работы того же типа);
- метод обогащения работ (выполнение работником более сложной, более значимой и самостоятельной работы, которая дает возможность раскрыть его личностный потенциал и усиливает содержательный аспект деятельности);
- м етод соучастия (привлечения) работников (работники участвуют в процессе совместного принятия решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой);
- метод взысканий (справедливо наложенное взыскание и осознанное работником мотивирует его к улучшению своей трудовой деятельности).
Материальное стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности.
1.Материальное денежное стимулирование использует денежные средства, как стимул. Сюда относятся оплата по тарифам и окладам, премии, депремирование, штрафы и др. Предмет потребности – деньги.
2. Материальное неденежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким – либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. Предмет потребности – набор жизненно важных для объекта материальных благ.