Создание чрезвычайных судов не допускается

Практика создания таких судов, ранее имевшая место, несовместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались за пределами конституционной судебной системы, игнорировали демократические принципы организации судопроизводства. Их деятельность не имела ничего общего с правосудием.

Вместе с тем Конституция не исключает возможности создания судов специальнойюрисдикции (специализированных судов),

для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, суды по делам несовершеннолетних, суды административной юстиции, специализированные арбитражные суды).

Статья 119 Конституции содержит требования, предъявляемые к кандидатам надолжность судьи.

Эти требования касаются гражданства, возраста и стажа работы по специальности.

Более подробно эти требования освещены в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Данный Закон в соответствии с указанием статьи 119 может устанавливать дополнительные требования к судьям судов РФ.

Статья 4 Закона устанавливает, что судьей может быть гражданин РФ,

имеющий высшее юридическое образование и

соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами.

При этом судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин,

достигший возраста 35 лет и

имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Особые требования предъявляются к судьям Конституционного Суда РФ.

В соответствии со статьей 8 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен

гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет,

с безупречной репутацией,

имеющий высшее юридическое образование и

стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Под высшим юридическим образованием следует понимать окончание кандидатом на должность судьи юридического высшего учебного заведения либо юридического факультета какого-либо высшего учебного заведения с получением диплома государственного образца.

Юридическое образование считается законченным с момента окончания учебного заведения и не требует последующей отработки некоторого периода времени по избранной специальности.

В стаж работы по юридической профессии включается время работы

на требующих юридического образования государственных должностях

в федеральных органах государственной власти,

органах государственной власти субъектов РФ,

иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в РФ до принятия действующей Конституции РФ; муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.

Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются

время работы на требующих юридического образования должностях

в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ,

в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,

в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях,

время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также

время работы в качестве адвоката и нотариуса.

Из дополнительных требований, упомянутых в статье 119 Конституции и закрепленных в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", интересны следующие:

- судья не вправе быть депутатом (проявление разделения властей на персональном уровне);

- судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; деполитизация судов есть непременное и обязательное условие их независимости;

- судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Для обеспечения самостоятельной судебной власти, объективного, беспристрастного осуществления правосудия и зашиты прав граждан Конституция Российской Федерации закрепляет такой важный элемент как независимость суда и судей.

Независимость суда обычно сводится к совокупности двух основных элементов:

институциональной (организационной) и

функциональной независимости судебной власти и независимости самих судей. Суды не должны подчиняться как законодательной, так и исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью.

Положение части 1 статьи 120 Конституции о подчинении судей только Конституции РФ и федеральному закону предполагает функциональную независимость суда.

Закон "О статусе судей в Российской Федерации",

Гражданский процессуальный,

Уголовно-процессуальный и

Арбитражный процессуальный кодексы предусматривают в качестве одной из гарантий фактической независимости судей предусмотренную законом процедуру осуществления правосудия.

Это означает, что

сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям

свободное от чьих-либо мнений, требований рассмотрение и разрешение дела, в том числе и выражение своих убеждений по делу при совещании судей.

В частности, суд выносит решение по делу в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу.

Присутствие иных лиц не допускается.

Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.

Законом устанавливается запрет на чье-либо вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия (статья 10 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"); всякое такого рода вмешательство преследуется по закону вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

Согласно статье 9 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" независимость судьи обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии".

Независимость судьи обеспечивается также

системой органов судейского сообщества (съезд, конференции, советы судей, квалификационные коллегии, которые специально созданы для выражения интересов судей).

Эти органы рассматривают

актуальные проблемы работы судов,

их кадрового, организационного обеспечения, а также

правового и социального положения судей.

Создание органов судейского сообщества дает им возможность

решать ряд вопросов, которые ранее входили в компетенцию Министерства юстиции, и тем самым стать более независимыми от органов управления, каким является Министерство юстиции.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в РФ и не могут быть отменены или снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Часть 2 статьи 120 предусматривает требование к суду, принимать решение в соответствии с законом, если при рассмотрении дела будет установлено несоответствие ему акта государственного или иного органа.

Суд, таким образом, принимая решение по существу, одновременно осуществляетконтроль за содержанием подзаконных актов.

Подзаконные нормативные акты (приказы, распоряжения, инструкции) принимаются на основе и во исполнение конкретных законов и должны им соответствовать.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Конституции судьи несменяемы.

Несменяемость судей как важнейшая гарантия независимости судебнойвласти еще в XVIII - XIX вв. вошла в число основополагающих принципов всех конституций наряду с разделением властей, парламентаризмом, нормами, обеспечивающими права и свободы граждан в государстве.

Несменяемость судей может быть реализована, если она подкреплена соответствующим порядком

назначения,

повышения по должности,

вознаграждения,

оставления за штатом,

привлечения к ответственности судей.

Несменяемость судьи является одной из наиболее существенных гарантий его независимости и возведена в ранг конституционных норм.

Согласно части 2 статьи 121 Конституции РФ полномочия судьи могут бытьпрекращены "не иначе как в порядке и по основаниям, которые предусмотрены федеральным законом".

Более подробно понятие несменяемости раскрыто в статье 12 Закона РФ "О статусе судей Российской Федерации" и статье 15 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Принцип несменяемости состоит в том, что

судья не может быть назначен или избран на другую должность или переведен в другой суд без его согласия, а

его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Основным содержанием принципа несменяемости судей является

установление гарантированного срока полномочий, в течение которого они не могут быть произвольно отозваны, переведены на работу в другой суд и т.д.

Другой гарантией несменяемости судей является

запрет приостанавливать или прекращать их полномочия иначе как в порядке и по основаниям, которые закреплены федеральным законом.

Такие порядок и основания установлены Законом "О статусе судей в Российской Федерации".

Решение приостановить или прекратить полномочия судьи вправе принять только соответствующая квалификационная коллегия судей.

Такие коллегии образуются органами судейского сообщества:

Высшая квалификационная коллегия судей РФ - Всероссийским съездом судей;

квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - на собраниях этих судов;

квалификационные коллегии судей общих судов и арбитражных судов субъектов РФ - на съездах (конференциях) судей соответствующих судов;

квалификационные коллегии судей военных округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил - на съездах (конференциях) судей соответствующих военных судов.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации.

Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Отставкой судьи по смыслу Закона о статусе судей признается

почетный уход или

почетное удаление судьи с должности.

За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

Статья 122 Конституции РФ содержит еще одну гарантию независимого правосудия - неприкосновенность судьи.

Неприкосновенность судей следует рассматривать

как совокупность дополнительных гарантий личности и независимости судей,

запрета противоправного психического и физического воздействия на судей,

вмешательства в их деятельность, как средство ограждения судей от произвола и

ущемления их прав при отправлении правосудия.

Неприкосновенность судей - важнейший элемент судебного иммунитета. Конституция не раскрывает понятие неприкосновенности судей, но устанавливает лишь особый порядок привлечения их к уголовной ответственности:

судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (часть 2 статьи 122 Конституции).

В то же время судья, безусловно, не подлежит административной ответственности.

Таким образом, неприкосновенность судьи не означает его безнаказанность.

Судью можно преследовать за поступки, несовместимые с авторитетом судейской должности, несовместимые с законом.

Но вина судьи подлежит доказыванию в особом порядке.

Неприкосновенность судьи означает только одно, что судья в случае нарушения законодательства должен преследоваться в особой процедуре, не так, как обычный гражданин.

В противном случае любой орган, недовольный решением судьи, может придраться к нему и инициировать уголовное дело.

Если государственная власть начинает преследование судьи в уголовном, дисциплинарном или административном порядке, то оно должно быть абсолютно очищено от подозрений, что судью привлекают только потому, что он высказал свое критическое отношение к каким бы то ни было действиям самой государственной власти. Институт неприкосновенности судей решает эту задачу.

Одной из гарантий доступа граждан к правосудию является закрепленный Конституцией России принцип гласности разбирательства дел в судах общей юрисдикции.

Суть этого принципа состоит в том, что разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Под принципом гласности понимается установленный законом порядок разбирательства дел судом общей юрисдикции, предусматривающий

свободный доступ в зал заседаний всех желающих граждан, а также

их право делать письменные заметки и

фиксировать все происходящее в зале судебного заседания.

В соответствии с этим принципом граждане имеют право присутствовать при рассмотрении судами дел от начала и до конца во всех стадиях процесса (в суде первой инстанции, кассационной и надзорной инстанций, при пересмотре решений по вновь открывшимся обстоятельствам).

Принцип гласности имеет большое значение

для обеспечения воспитательных и превентивных функций правосудия,

является гарантией принципа независимости судей и подчинения их только закону, а также

средством контроля за деятельностью суда, рассматривающего дело.

Ограничения гласности в гражданском процессе предусмотрены законом.

В частности, слушание дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, указанных Законом РФ "О государственной тайне".

Согласно части 2 статьи 10 Гражданского процессуального кодекса разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется

по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну,

тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также

по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом.

Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и

при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость

сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны,

неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение.

При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: