Тем не менее, как показывает практика, Конституционный Суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции.
Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд обладает полномочиямиконституционного контроля и
не вправе заниматься конституционным надзором, т.е. возбуждать проверку конституционности соответствующих официальных актов по собственной инициативе.
Суд конституционной юрисдикции, именно как суд,
должен начинать производство только по обращениям уполномоченных на то субъектов и
должен быть связан при рассмотрении дела предметом обращения;
"суд", полномочный начинать производство по собственной инициативе, является "судьей в своем деле", что противоречит природе правосудия.
Поводом к рассмотрению дела является
обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы.
Основанием к рассмотрению дела является
|
|
обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,
соответствует ли Конституции закон (иной акт, конституционность которого может быть проверена Конституционным Судом), или
обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или
обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, или
выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Конституционный Суд принимает решения только
по предмету, указанному в обращении, и
лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении.
Однако при принятии решения Конституционный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Конституционный Суд принимает три вида решений: постановления, заключения и определения.
Постановления принимаются по делам о соответствии Конституции РФ
федеральных законов,
нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и т.д.
Решение Конституционного Суда по запросу о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.
Все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, называются определениями.
Постановления и заключения подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти.
Они также публикуются в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.
Определениям же отводится роль как бы вспомогательных актов, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства.
Вместе с тем определения Конституционного Суда обладают теми же юридическими свойствами, что и постановления и заключения.