Общие основы менеджмента. Для этой цели собственником, получило назва­ние менеджмента




для этой цели собственником, получило назва­ние менеджмента.

В качестве исключения главной целью ме­неджмента может быть не извлечение прибыли, а достижение уставных целей организации (на­пример, в организациях социальной сферы).

Лицо, осуществляющее менеджмент, назы­вают менеджером. В отдельных случаях менед­жер может выступать в качестве собственника имущества, которым он управляет.

Поскольку в наших официальных норма­тивных документах (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации) термин «ме­неджмент» отсутствует и в полностью анало­гичном смысле употребляется термин «руко­водство», можно в практических целях считать эти понятия синонимами. То же можно сказать и о паре «руководитель — менеджер».

Одним из центральных понятий менеджмен­та является понятие организации. Слово «орга­низация» применяется в трех различных значе­ниях:

—организация как объект — объединение
граждан по определенному принципу;

—организация как структура — форма свя­
зей и взаимоотношений между элементами;

—организация как процесс — упорядочива­
ние с целью добиться определенного результата.

В данной книге, если это специально не ого­ворено, понятие «организация» используется в его первом значении.

Организация — это совокупность людей, чья деятельность сознательно направляется и со­гласовывается применительно к общей цели.

С правовой точки зрения организации вы­ступают в качестве юридических лиц. Юриди­ческим лицом признается организация, облада­ющая имуществом, имеющая имущественные и неимущественные права, отвечающая имуще­ством по своим обязательствам и выступающая в качестве истца и ответчика в суде.

Организации — юридические лица создают­ся в форме предприятий и учреждений.

Предприятие — это имущественный комп­лекс, используемый для осуществления пред­принимательской деятельности.

Под предпринимательской деятельностью (или предпринимательством) следует понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематиче­ское получение прибыли от пользования имуще-


ством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом по­рядке.

Весьма близким по смыслу к предпринима­тельству является понятие «бизнес» — деятель­ность, направленная на удовлетворение потреб­ности населения в товарах и услугах с целью получения прибыли. Поскольку в наших офи­циальных нормативных документах (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации) термин «бизнес» не применяется, в практиче­ских целях оба названных термина используют­ся как синонимы. То же можно сказать и о паре «предприниматель — бизнесмен».

Промышленное, торговое или хозяйственное предприятие — юридическое лицо часто назы­вают фирмой (или компанией). Фирме присваи­вается определенное название.

Предприятия — главное поле деятельности менеджеров, работающих в коммерческой сфере.

Учреждения — это организации, создающие­ся для решения социально-культурных, управ­ленческих или иных некоммерческих задач, например учреждения образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, а также органы государственного и муниципального управления. Менеджменту учреждений присущ ряд особенностей, о которых еще пойдет речь.

Важнейшим и вполне самостоятельным на­правлением менеджмента является маркетинг. Коротко говоря, маркетинг — это управление спросом. Более полно можно определить мар­кетинг как изучение рынка, создание товара, продвижение товара на рынок и организацию продаж с целью получения максимально воз­можной прибыли. И еще одно оригинальное и емкое определение: маркетинг — это деятель­ность но превращению потребностей населения (в товарах и услугах) в прибыль фирмы.

Менеджмент осуществляется в определен­ной среде — мире, с которым он соприкасается, взаимодействует, обменивается информацией и материальными ресурсами. Различают внут­реннюю среду организации (организационную структуру, систему и органы управления) и внеш­нюю среду (партнеров, покупателей, конку­рентов, органы власти, общественные органи­зации).

Менеджмент нуждается во всестороннем, надежном обеспечении — инфраструктуре




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: