Послесловие. Если задумаешься о том, как обстоят дела в мире людей, увидишь, что долгожители наперечёт

Если задумаешься о том, как обстоят дела в мире людей, увидишь, что долгожители наперечёт. Многие покидают этот мир, не дожив и до сорока лет. Смерть в пятьдесят лет не считается ранней. Кончина за шестьдесят - это уже удача. Тех же, кто перевалил за семьдесят, считают редкими счастливцами. Ты ещё встречаешься с людьми, которых полюбил с молодости, но печаль в том, что многие уже давно умерли. Бутоны раскрываются каждую весну, но покойники, к сожалению, не возвращаются. Подумай об этом и обрадуйся своим немалым годам. Не огорчайся, что на место седого волоса нарастает лишь новая седина.

Вот человек - он родился знатным и богатым. А другой явился на свет бедняком -разница немалая. Богачу пристало не чваниться и купаться в роскоши, а радоваться благодеяниям, которые он оказывает другим. Нищий же должен усвоить, что такая уж ему досталась доля - смириться с ней и не проводить дни в печали. Вот, к примеру, сосна, её высота - несколько десятков сяку. А вот дерево карликовое - в нём всего несколько сун40. И то, и другое - деревья, но высота у них разная, она предопределена изначально. Так что бедняк должен отнестись к своей бедности смиренно и беспечально. Он не должен завидовать богатству - оно не дано ему рождением. К тому же в мире много людей, которые ещё беднее тебя. Посмотри на них и возрадуйся своей доле. Не стоит завидовать богачам.

Вот двое, оба родились людьми. Но у одного век долог, а у другого - короток. "Долгое" и "короткое" бывают разными. Если богатство прибывает и всё идет по твоему хотению, это вовсе не означает, что ты должен только и делать, что радоваться счастью, которое тебе досталось. Всё происходит по воле Неба, так что и горевать по поводу своей бедности -не понимать, как устроена жизнь. Пойми это, радуйся тому, что дало тебе Небо, - так и живи до самого конца. Пусть ты и прожил жизнь в радости, но если в смертный час тебя снедают горести и печали, то это нехорошо. Свою кончину прими со смирением. Сосна живёт тысячу лет, а цветок асагао - всего день. Судьбы у них разные, они определены изначально вместе с рождением, так что искать лучшей доли не имеет никакого смысла. Каждый должен смириться со своей участью.

Есть люди, которые не знают радости этого мира. Есть богачи, которым не ведома радость сильного - делать добро и помогать людям. Есть люди, обладающие беспримесным счастьем, но не знающие, что у них есть эта радость. Есть люди здоровые, но не испытывающие радости от того, что они здоровы. Все они подобны спящему человеку - он видит сон и не знает, что это сон.

Жун Ци-ци говорил о трёх радостях: радость родиться человеком, радость родиться мужчиной, радость долгой жизни41. Как он прав! Но у нынешних людей есть ещё одна великая радость. Благодаря милостивому правлению нынешнего повелителя42, мы родились в мирное время, пользуемся человеколюбием, равного человеколюбию Яо и Шуня, до седых волос не знаем брани. Разве это не великая радость? Шао Юн43 так превозносил счастливую жизнь: родиться в мирное время, состариться в мирное время, умереть в мирное время. Разве это не великое счастье, что досталось всем ныне живущим? Родившийся во времена смут воюет днём и ночью, или же бежит от несчастий сам не знает куда - хоть в горы, хоть в море, хоть на гору Тацута, когда поднялись белопенные волны44, бежит один, посреди ночи. Нет у него товарищей, и потому даже светлым днём возвратиться ему домой нелегко, пусть даже он и близко. Когда люди прошлых времён говорили, что им ненавистна мысль о том, что смерти нет, они имели в виду бедствия, постигшие их во время смут. Родившийся в такие времена обречён на страдания в настоящем и на горести в будущем. Со времён древности смуты случались часто, спокойные правления - редко. Люди нынешние должны помнить о том, как долго продолжались мятежи, какие несчастья и горести они приносили. Поэтому они не должны забывать о милостивом правлении нашего великого господина и о великом мире, который царит сейчас. Не забывая об этом -радоваться. Жучок на водяном перце не чувствует горечи его плода, мало кто из ныне живущих испытывает радость от сегодняшнего дня. Вспомни о прошлом, чтобы обрадоваться настоящему.

стр. 162

У людей, мне подобных, нет ни талантов, ни добродетельности, мы не помогаем господину, не помогаем и народу. Не возделываем даже крошечного поля, не выращиваем ни единого конопляного стебля, но еды у нас всё равно вдосталь, носим тёплую одежду, укрываемся под крышей от ветра и дождя. Это - счастье великое. Крестьянин же денно и нощно тяжко трудится в поле, терпит голод и холод, его участь достойна сочувствия. Искать вовне и наверху - значит чваниться и не смиряться со своей долей. По древнему же слову получается так: посмотришь наверх - почувствуешь, что тебе чего-то не хватает, а посмотришь вниз - покажется, что у тебя всего полно. Так что следует радоваться собственной участи.

Если подумать о том, как обстояли дела во времена Начала, следует признать, что сейчас - меньше горестей и больше радости. В глубокой древности люди обретались в полях и жили в землянках. У них не было ни пяти злаков, ни полотна, чтобы укрыть тело. Не было у них и нынешней разнообразной утвари, пищу готовили на открытом огне. Нельзя забывать о мучениях тех людей. Люди же нынешние обладают тем, чего не имели древние, и нужно порадоваться этому. Подумай о нищете и страданиях древних и о дне нынешнем - нет сравнения. Подумай о временах, когда свирепствовали войны, и насладись нынешними мирными временами.

Каждый человек обладает прирождённой радостью, но если не учиться, в себе не разберёшься. Радости человека из толпы происходят из потворствования внешним желаниям. Но если уступать своим хотениям, непременно кончишь крахом. Благородный муж предаётся учению и радуется Пути, он смиряется с судьбой и не сетует на бедность. В час досуга он читает книгу, ощущает поступь времён года, любуется природными картинами, наслаждается луной и цветами, распевает китайские и японские стихи, восхищается травами и деревьями. Эти разновидные занятия даруют беспредельную радость, которая пребывает с ним и днём, и ночью. Когда состаришься, успокой сердце и радуйся жизни, не сетуй на бедность и станет тогда тебе хорошо. Иначе дни будут проходить без толку, прискорбно. И если не познаешь высшую радость, если станешь длить печали и жалобы -будешь ты разнесчастный человек и жизнь свою проведёшь впустую.

Творить добро - вот в чём великая радость. Принц Дун Пин из страны Хань45 недаром говорил: делать доброе - большая радость. Велика радость человека богатого и знатного, который сердечно сочувствует людям и помогает многим. Если же человек низкий и бедный станет помогать людям, сообразуясь со своими возможностями, то и его добродетельность следует признать большой.

Когда состаришься, не своевольничай с людьми, задумывайся как следует о сути вещей, не бранись как попало, не гневайся, не вреди, откажись от непочтительности и ненависти, не сердись на людей - ведь не каждому дано быть благородным мужем, люди таковы, каковы они есть. В общем, не истощай сердце печалью и сетованьями. Смирись с бедностью, живи легко и покойно. Это и будет твоей радостью.

Небо и Земля вечны, конца у них нет. Для Неба и Земли человек им - третий46, но жизнь его коротка, словно утренняя роса: уходит спеша, словно странник. Годы утекают и утекают - подобно временам года. Ли Бо говорил: жизнь человеческая - лишь проходящий сон, так зачем проводить её в печалях? Сто лет - долгожительство высшее, восемьдесят - среднее, шестьдесят - малое. Но и до шестидесяти доживают немногие. А уж до семидесяти - и подавно. Так зачем проводить свой короткий век без добра и без радости? В старой песне говорится:

Говорят и твердят,

Что мир таков:

Всё кончится...

И как мне быть?

И как мне не быть?47

Сказанное не удивляет - все люди обладают телом временным и непрочным, не ведают приближения смерти, напрасно надеются, что доживут до ста лет. Телу старика жизни осталось мало, не забывай, что смерть притаилась рядом. Человека без несчастий не

стр. 163

бывает, и в прошлом было много людей, которых постигли ужасные беды. Задумайся об этом, и тогда твои горести покажутся не слишком большими. Так что не стоит печалиться. Кто-то сочтёт мои слова ничтожными, но именно об этом говорили мудрецы прошлого. Попробуй, проверь - и ты обнаружишь множество тому подтверждений. Так что не стоит относиться к этим словам легкомысленно.

Если же в жизни твоей много несчастий и горестей, думай, что так тебе написано на роду, доверься воле Неба и живи в радости до самой смерти, не сетуй. Человек понимающий знает свой удел и не предается стенаниям.

В этом мире много людей, которые не доживают до седых волос. Плохо, если умираешь, не познав Пути. Горько, когда человек покидает мир до срока, не познав его. Люди, мне подобные, уже давно с сединой. И это счастье. В стихах Ду Фу мудро говорится: люди видят свою седину и огорчаются, я же при виде своей - радуюсь.

Старость подобна солнцу, клонящемуся к закату. Когда смерть близко, смирись с судьбой, пойми, что печалиться не о чем. В гексаграмме "отделение" в "Книге перемен" говорится: если разбиваешь горшок и не жалуешься, тогда и с приходом глубокой старости не впадёшь в печаль. Горшок - вещь доступная. Разбил - не горюй, пусть дни потекут в радости. Плач о старости - это плач о заходящем солнце. Но если старость и приближение смерти - это заходящее солнце, то это есть всегдашний природный закон. И печалиться здесь не о чем. Плач же к закону отношения не имеет, плач - это неподобающая дурость. В общем, надо всегда радоваться и никогда не жаловаться на наступившую старость. Молодость сменяется старостью, а потом приходит смерть - этого отменить нельзя, это так же верно, как одно время года сменятся другим. Сетовать на старость, проклинать смерть - не знать, как устроен мир. Познай свою долю. "Книга перемен" говорит именно об этом. Тао Юань-мин48 свидетельствует: стоит только подумать о смерти, то тут же и исчерпаешься, а потому нужно радоваться воле Неба и не сомневаться. То, чему суждено быть исчерпанным, то и исчерпается, и суемудрие здесь ни при чём. Говорил он и так: "Утром рождаются человеколюбие и справедливость. Вечером они умирают. Чего же ещё пожелать?" Это слова действительно мудрого человека. В стихах Цао Чжи49 говорится о том же: "Люди прошлых времён знали, что каждый умрёт. Если знаешь судьбу, так о чём горевать?" С древних времён ещё не нашлось человека, который бы не умер. Если не знаешь, что такое жизнь и не доверяешься воле Неба, тогда и страданий много. Пусть человек и жил хорошо, но если он встретил смерть недостойно, его прижизненные труды пойдут прахом. Нужно крепко помнить о том, что конец свой следует встретить достойно.

Хорошенько подумай и поймёшь: наш мир полон радости, но если не познал Путь, то станешь мучиться сердцем, проклинать Небо, упрекать людей. Человека, который не познал Путь и полон печалей, следует назвать глупцом - заблудшее сердце завело его в темень. Человек сделан не из железа или камня, его жизнь заканчивается смертью. Тело не может родиться дважды, а потому следует радоваться, пока оно пребывает в этом мире. Не живи так, чтобы твоё прошлое оказалось безрадостным. Годы летят быстро, прямо сейчас отнесись к оставшимся дням с бережностью, расстанься с ошибками прошлого. Конечно, ты не плотник из Хида с его шнуром50, но и ты возлюби добро хоть немного и возрадуйся Пути - вот тогда и будет толк из твоей жизни. Старики любят делать одно и то же, плести один и тот же невод. Драгоценными утрами и вечерами наставляй своё сердце, по-дружески учи радости других. Будет искренне жаль, если ты или другой человек не познает данную с рождением радость, не распорядится своей жизнью как то следует и проведёт её в гниении и без всякого толку. Утром открылся тебе Путь, ты стал человеком, вечером умер... Так о чём здесь жалеть?

Написал Кайбара Экикэн в возрасте 81 года. 7-й год эры правления Хоэй51.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: