Иногда наблюдают случаи осевого кручения, т. е. испытуемый утрачивает чувство направления и несколько раз меняет ось. Когда это происходит один раз, причиной может быть рассеянность индивидуума или изменение положения тела во время записи; но если это повторяется, то указывает на фактор патологической психомоторности.
Иногда наблюдают дезорганизацию форм зигзагов, которая имеет неясный вид со следами различных размеров и направлений. Это имеет патологическое значение. Этот феномен носит название «потеря практической конфигурации». Следует обратить внимание на возможность осевого отклонения, вызванного нарушениями лабиринтов; если подозревают их наличие, то следует подвергнуть испытуемого соответствующим неврологическим исследованиям (проверкам). В случае очень выраженной утраты праксической конфигурации может практически оказаться невозможным измерить следы, но тогда, очевидно, таковые будут иметь достаточно выразительное экспрессивное качественное значение.
|
|
Учитывая трудность записи зигзагов, большинство испытуемых испытывают легкую тревогу в начале выполнения и, следовательно, является обычным, что они уменьшают амплитуду записи, как только будут лишены зрительного контроля. Точно такой же причиной объясняется тот факт, что ПО обычно отрицательное в этом испытании, в то время как оно нормально положительное в сагиттальных линеограммах.
Зигзаг также позволяет увидеть, какая рука является доминирующей, т. е. какое из полушарий головного мозга больше руководит поведением испытуемого. При выполнении записи именно доминирующая кисть движется вперед и тянет за собой другую, которая слегка отстает.
Также именно зигзаги позволяют лучше всего оценивать уровень интеллекта испытуемых.
Нормативные значения (в миллиметрах) показателей выполнения субтестов «Линеограмма» и «Зигзаги» даны в табл. 2.29.
Таблица 2.29. Нормативные величины (в миллиметрах) показателей выполнения
субтестов «Линеограмма» и «Зигзаги»
|
Список литературы
1 Дернова-Ярмоленко А. А. Обследование движений детей в норме и аномалии. —Л.; М., 1931.
2 Гуревич М. О., Озерецкий Н. Психомоторика. Ч. II. — М.; Л., 1929—1930.
4 Давлетшин М. Г. Психология технических способностей школьников. —Ташкент, 1971. $Кекчеев К. X. Интерорецепция и проприоцепция и их значение для клиники. — М., 1946. 6 Е. Mira i Lopez. Le psychodiagnostic myokinetique. — Paris. 1963.