Анализ данных проводится по схеме:
1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди).
3. Какие волевые качества у ребенка сформированы:
□ дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования (выполняет сразу охотно, точно и правильно; выполняет неточно, после напоминаний; не выполняет; появляется негативная реакция); насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
□ самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и вида деятельности — указать каких); не умеет;
|
|
□ настойчивость: умеет ли ребенок достигать цели в условиях неуспеха, затруднений, препятствий, доводить дело до конца; как реагирует на препятствия в деятельности;
□ организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
□ инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
4. Какие волевые привычки сформированы у ребенка: культурно-гигие- нические; привычка к регулярному труду, к напряженной деятельности.
Делаются выводы о том, насколько развиты волевые проявления, сформированы волевые качества и привычки.
Изучение особенностей проявления воли дошкольниками1
Таблица 7.1. Особенности проявления воли дошкольниками
|
Окончание табл. 7.1
Признак | Степень выраженности | ||
проявления воли | Редко — 1 балл | Иногда — 2 балла | Часто — 3 балла |
3. Верная оценка своих возможностей | |||
для достижения цели | |||
4. Осознание возможных препятствий | |||
5. Действия для достижения осознанных | |||
целей | |||
6. Стремление доводить начатое дело | |||
до конца | |||
7. Умение продолжать деятельность при | |||
нежелании,нехотении | |||
8. Умение длительно преследовать цель | |||
9. Умение проявить упорство при | |||
столкновении с трудностями | |||
10. Проявление терпения | |||
1. Выносливость в деятельности | |||
12. Умение работать в затруднительных | |||
условиях | |||
13. Способность тормозить свои | |||
соблазны,прихоти | |||
4. Умение овладевать своими эмоциями | |||
15. Умение контролировать свое | |||
поведение | |||
16. Быстрое продумывание действия | |||
17. Отсутствие растерянности | |||
в затруднительных ситуациях | |||
18. Выполнение принятого решения без | |||
колебания | |||
19. Уверенность в своих действиях | |||
и поступках | |||
20. Организация деятельности и поступ | |||
ков без посторонней помощи | |||
21. Выполнение решений без | |||
напоминаний | |||
22. Умение отстоять свое мнение, не | |||
проявляя упрямства | |||
23. Умение самому найти себе занятие | |||
и организовать свою деятельность | |||
24. Способность не поддаваться дурным | |||
влияниям | |||
25. Умение выдвигать новые идеи | |||
26. Способность показать пример | |||
в положительном поступке | |||
27. Участие в осуществлении новшества, | |||
выдумки | - | ||
28. Проявление творчества, | |||
изобретательности |
Для изучения мотивации поведения и воли дошкольников можно использовать следующие экспериментальные методики.
|
|
Изучение соподчинения мотивов3