Целостный подход к личности

В этом разделе практикума представлены методики, с помощью кото­рых можно изучать личность. В широком смысле любая личностная психо­логическая методика измеряет какую-то часть личности, будь то мотивы, или способности, или эмоции. Однако временами перед исследователем и практиком встает задача измерения личности как некоей целостности. В наибольшей степени отвечают этой задаче следующие подходы к личнос­ти: а) личность с точки зрения ее отношения к себе; б) личность как целос­тная структура черт; в) личность как тип.

В связи с этими тремя подходами, а также с учетом возрастной направ­ленности практикума подбирались и методики.

Личность с точки зрения ее отношения к себе

Личность может быть представлена как некоторая система отношений — наиболее распространенный в отечественной психологии подход, заложен­ный В. Н. Мясищевым. В этой системе отношений одну из ключевых пози­ций занимает отношение к себе как наиболее тесно связанное с внутренней сущностью личности.

Одним из аспектов отношения к себе является самооценка. Она напря­мую связана с уровнем притязаний личности, влияет на выбор жизненных целей, обусловливает мотивацию поведения.

Самооценка ребенка интенсивно формируется уже в дошкольный пери­од. Дошкольник оценивает себя, ориентируясь на мнение взрослых о нем, глазами взрослых он сравнивает себя с другими детьми (хуже-лучше). В школьном возрасте субъективный аспект самооценки растет, появляются новые качества личности, влияющие на нее и отражающиеся в ней: самосто­ятельность, способность к самоконтролю, ответственность за свое поведение, уверенность в себе, напористость. Взрослые люди отличаются вполне сфор­мированными идеальными представлениями о личности и соответственно устойчивой самооценкой и самоуважением. Эти возрастные аспекты влияют на методические подходы к измерению самооценки.

В практикуме представлены методики для измерения самооценки дош­кольника: «Лесенка», проективный тест; для измерения самооценки школь­ника — самооценка личности старшеклассника, методикаДембо-Рубинш- тейн-Прихожан; для измерения самооценки взрослого — методика Будасси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: