Оценка целесообразности проведения инноваций

Для оценки целесообразности проведения инноваций необходимо, прежде всего, спрогнозировать их последствия с точки зрения рисков – производственных, коммерческих, конкурентных, финансовых. Необходимо оценить степень радикальности изменений, которые несет с собой инновация. Эти изменения могут в сильной степени нарушить отлаженный процесс производства и привести к необратимым последствиям.

Например, часть российских предприятий, которые при переходе на рыночные отношения резко изменили свою традиционную линейно - функциональную структуру на структуру по типу стратегических бизнес - единиц, обладающих большой хозяйственной самостоятельностью, потеряли устойчивость в управлении, что в конечном итоге привело к банкротству.

Следует соотнести – совпадают ли цели инновации с миссией организации, с ее стратегическими и тактическими целями.

Для оценки целесообразности проведения продуктовой инновации необходимо также изучить спрос на предполагаемую инновацию и определить предполагаемый объем потребительского рынка (максимальной возможности сбыта). Для этого проводится маркетинговый анализ рынка. Предполагаемый объем спроса определяется исходя из анализа и оценки данных по:

· величине (емкости) рынка сбыт нового товара;

· количеству потенциальных покупателей;

· альтернативным вариантам цены;

· возможности покупателей приобрести товар;

· предполагаемому времени нахождения товара в реализации (жизненный цикл товара на рынке);

· факторам, влияющим на спрос – соответствие нового товара моде, культуре, традициям; возможность сертификации для подтверждения качества и безопасности; наличие товаров-заменителей;

· наличие дополняющих товаров и т.д.

Для оценки могут быть использованы и другие параметры рынка – наличие рыночных барьеров, состояние конкуренции, гибкость цен, требуемые инвестиции и т.д.

Перечисленные параметры могут иметь количественную и качественную оценку. Для удобства и наглядности оценки можно составить для каждой инновационной идеи оценочную матрицу и рассчитать обобщенный показатель качества предложения.

На втором этапе предварительной оценки инновационных идей необходимо произвести прогнозный анализ их эффективности. Для этих целей организуется экспертиза инновации с привлечением специалистов по необходимым направлениям деятельности: юристы, патентоведы, инженеры, экономисты и т.д. При анализе инновации оценивается не только экономический, но и научно-технический, социальный, экологический и другие виды эффектов.

Кроме того, необходимо оценить длительность инновационного процесса (инновационный лаг) и возможности предприятия по сокращению этой длительности, с тем чтобы опередить конкурентов.

Таблица 2.2. Оценочная матрица рыночных показателей

Критерий оценки Значение коэффициента (К) Шкала оценки Частная оценка (Б) Взве- шенная оценка (К×Б)
                 
Ёмкость рынка 4,5              
Доля рынка 3,5              
Рыночный риск 1,5             7,5
Рыночные барьеры 0,5             1,5
Суммарная значимость   Обобщённая оценка  

На выходе этого этапа останется несколько идей, которые будут приняты к дальнейшей проработке.

В заключение отметим, что менеджер должен так организовать представленные выше работы, чтобы они проводились постоянно или хотя бы ритмично, были обеспечены информацией, трудовыми и материальными ресурсами. Работы по поиску, анализу, оценке и отбору инвенций как обязательные для выполнения, назначаются службе маркетинга. Хотя каждое функциональное подразделение предприятия должно также выполнять эти функции по отношению к своему направлению деятельности – снабжению, обеспечению энергетическими ресурсами, организации продаж и т.д. Особенно это относится к проектным подразделениям и подразделениям, занимающимся внедрением новой техники и технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: