При определении цены продажи инновационной продукции на рынке необходимо учитывать следующие факторы ценообразования:
· уровень радикальности инновации. Если продукт является абсолютно новым на данном рынке, то производитель становится на некоторое время монополистом и имеет возможность устанавливать высокие цены;
· тип рынка сбыта продукции, который во многом определяется видом продукции, может быть олигополией, монополией, но преимущественно относится к рынку монополистической конкуренции;
· уровень риска покупателя и продавца. Если инновационный риск несет покупатель, то фирма-производитель вынуждена снижать цену. Если инновационный риск несет производитель, то он повышает цену, вводя дополнительную плату за риск;
· стратегии фирмы. Например, если фирма придерживается активной наступательной инновационной стратегии, то она стремится установить цену, обеспечивающую наибольшую массу прибыли. Если же она придерживается оборонительной стратегии, то может снижать цену с целью недопустить конкурентов в данный сектор рынка;
|
|
· соотношение уровней предложения и спроса на инновационный продукт;
· уровень доходов покупателей инновационной продукции;
· изменение цен на дополнительные товары;
· уровень издержек на производство, реализацию, эксплуатацию продукции;
· уровень планируемой рентабельности;
· государственные регуляторы;
· конкретные условия сделки между производителем и покупателем инновационной продукции.
Для инновационной научно-технической продукции в основном применяются договорные цены, условия определения и размеры которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, соглашениях, государственных или муниципальных заказах.
В процессе определения договорной цены на разработку осуществляются следующие действия:
• обоснование технико-экономических показателей инновационного изделия;
• разработка целевой программы и расчет ожидаемых инновационных затрат;
• оценка ожидаемой эффективности проекта;
• установление допустимых отклонений результатов и затрат от их планируемых значений и согласование соответствующих надбавок и скидок к цене;
• окончательный расчет договорной цены.
Покупатель и продавец, устанавливая договорную цену, руководствуются принципом экономической выгодности для той и другой стороны.
Этот принцип можно выразить следующими формулами:
P = C + DN,
или
P = C + DN + De, при P < KET, и K =1− Dl,
где Р – договорная цена; С – себестоимость (сметные издержки) производства научно-технической продукции; DN – прибыль, устанавливаемая в процентах к себестоимости продукции; De – прибыль, рассчитываемая в процентах от суммы экономического эффекта (положительного сальдо денежных потоков) заказчика (потребителя), получаемого от применения данной научно-технической продукции за период, согласованный сторонами; К – наибольшая допустимая доля цены научно-технической продукции в сумме экономического эффекта от ее применения у заказчиков; KET – экономический эффект от применения данной научно-технической продукции за расчетный период; Dl – доля экономического эффекта, реализуемого у заказчиков и обеспечивающая сохранение у них прежнего уровня рентабельности производства или достижение целевой рентабельности.
|
|
Себестоимость нового изделия может быть определена расчетно-аналитическим методом, если для этого имеются все необходимые данные.
Если такой возможности нет, то себестоимость определяется с использованием методов прогнозирования.
При заключении договора возможны различные способы установления цены:
1) с твердой ( паушальной ) ценой, которая заранее оговорена;
2) с возмещением издержек. Применяется для тех инновационных проектов, в которых трудно спланировать затраты. Выплаты исполнителю производятся по мере выполнения или после выполнения работ, когда произведен расчет фактических затрат;
3) с гарантированными максимальными выплатами. Применяется в аналогичных случаях, но при этом до выполнения инновационного проекта устанавливается его предельная цена;
4) с фиксированной ценой единицы продукции. При этом устанавливается фиксированная величина за единицу материальной продукции и рассчитывается общая стоимость проекта;
5) с периодическими платежами ( роялти ). Покупатель инновационной продукции периодически выплачивает продавцу сумму, установленную в твердом проценте от некоторых величин, например, от прибыли, полученной от реализации этой продукции или от суммы продаж продукции;
6) со сложной ценой. Этот вид установления цены совмещает единовременную и периодическую оплату.