Факторы ценообразования

При определении цены продажи инновационной продукции на рынке необходимо учитывать следующие факторы ценообразования:

· уровень радикальности инновации. Если продукт является абсолютно новым на данном рынке, то производитель становится на некоторое время монополистом и имеет возможность устанавливать высокие цены;

· тип рынка сбыта продукции, который во многом определяется видом продукции, может быть олигополией, монополией, но преимущественно относится к рынку монополистической конкуренции;

· уровень риска покупателя и продавца. Если инновационный риск несет покупатель, то фирма-производитель вынуждена снижать цену. Если инновационный риск несет производитель, то он повышает цену, вводя дополнительную плату за риск;

· стратегии фирмы. Например, если фирма придерживается активной наступательной инновационной стратегии, то она стремится установить цену, обеспечивающую наибольшую массу прибыли. Если же она придерживается оборонительной стратегии, то может снижать цену с целью недопустить конкурентов в данный сектор рынка;

· соотношение уровней предложения и спроса на инновационный продукт;

· уровень доходов покупателей инновационной продукции;

· изменение цен на дополнительные товары;

· уровень издержек на производство, реализацию, эксплуатацию продукции;

· уровень планируемой рентабельности;

· государственные регуляторы;

· конкретные условия сделки между производителем и покупателем инновационной продукции.

Для инновационной научно-технической продукции в основном применяются договорные цены, условия определения и размеры которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, соглашениях, государственных или муниципальных заказах.

В процессе определения договорной цены на разработку осуществляются следующие действия:

• обоснование технико-экономических показателей инновационного изделия;

• разработка целевой программы и расчет ожидаемых инновационных затрат;

• оценка ожидаемой эффективности проекта;

• установление допустимых отклонений результатов и затрат от их планируемых значений и согласование соответствующих надбавок и скидок к цене;

• окончательный расчет договорной цены.

Покупатель и продавец, устанавливая договорную цену, руководствуются принципом экономической выгодности для той и другой стороны.

Этот принцип можно выразить следующими формулами:

P = C + DN,

или

P = C + DN + De, при P < KET, и K =1− Dl,

где Р – договорная цена; С – себестоимость (сметные издержки) производства научно-технической продукции; DN – прибыль, устанавливаемая в процентах к себестоимости продукции; De – прибыль, рассчитываемая в процентах от суммы экономического эффекта (положительного сальдо денежных потоков) заказчика (потребителя), получаемого от применения данной научно-технической продукции за период, согласованный сторонами; К – наибольшая допустимая доля цены научно-технической продукции в сумме экономического эффекта от ее применения у заказчиков; KET – экономический эффект от применения данной научно-технической продукции за расчетный период; Dl – доля экономического эффекта, реализуемого у заказчиков и обеспечивающая сохранение у них прежнего уровня рентабельности производства или достижение целевой рентабельности.

Себестоимость нового изделия может быть определена расчетно-аналитическим методом, если для этого имеются все необходимые данные.

Если такой возможности нет, то себестоимость определяется с использованием методов прогнозирования.

При заключении договора возможны различные способы установления цены:

1) с твердой ( паушальной ) ценой, которая заранее оговорена;

2) с возмещением издержек. Применяется для тех инновационных проектов, в которых трудно спланировать затраты. Выплаты исполнителю производятся по мере выполнения или после выполнения работ, когда произведен расчет фактических затрат;

3) с гарантированными максимальными выплатами. Применяется в аналогичных случаях, но при этом до выполнения инновационного проекта устанавливается его предельная цена;

4) с фиксированной ценой единицы продукции. При этом устанавливается фиксированная величина за единицу материальной продукции и рассчитывается общая стоимость проекта;

5) с периодическими платежами ( роялти ). Покупатель инновационной продукции периодически выплачивает продавцу сумму, установленную в твердом проценте от некоторых величин, например, от прибыли, полученной от реализации этой продукции или от суммы продаж продукции;

6) со сложной ценой. Этот вид установления цены совмещает единовременную и периодическую оплату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: