Итак, мы подробно описали программно-методическое обеспечение специальных занятий, направленных на целенаправленное формирование читательской деятельности ребенка, включая формирование таких ее подсистем как способность к диалогу с автором, содействие героям, способность к преодолению разнообразных текстовых проблемных ситуаций в соответствии с усложнением предлагаемого для чтения материала. Мы представили подход к организации выбора книг для самостоятельного чтения детей. Очевидно, что секрет успеха только в сочетании системы занятий по чтению, условий для чтения с удовольствием по собственному выбору и уроков, на которых в пределах круга доступного чтения осуществляется развитие речи и представлений об окружающей действительности. Опишем выработанный в ходе исследований подход к решению этой проблемы с помощью схемы.
Рис.4. Схема подхода
На схеме (рис.4) представлены три первых круга чтения, за которыми открывается пространство оригинальной детской литературы, обозначены модули курса специальных занятий (большие домики) и уроки по развитию речи и внеклассного чтения (маленькие домики).
|
|
Правила взаимодействия специальных уроков чтения, занятий по внеклассному чтению и уроков по развитию речи детей описываются следующим образом:
ü Каждый шаг в усложнении предлагаемого для чтения материала, требующий изменения содержания и структуры читательской деятельности ребенка, должен быть сначала подготовлен на уроках чтения на простом и уже освоенном лексико-грамматическом материале.
ü Как только ребенком будут освоены необходимые для понимания текстов нового типа приемы читательской деятельности, необходимо обеспечить условия для их закрепления и реализации в чтении по свободному выбору, в чтении «с удовольствием».
ü По мере того, как ребенок осваивает новый круг доступного ему чтения и проявляет в нем определенный уровень читательской самостоятельности, можно переходить к традиционной для современной школы работе по «эксплуатации» чтения текстов данного типа для решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Проведенное исследования показало, что только такое взаимодействие занятий, связанных с чтением, обеспечивает необходимые условия для продвижения детей как в общем, так и в читательском развитии.
Кроме того, система «обходных путей», обеспечивающая формирование «ядра» читательской компетентности у этой категории читателей, оказывается эффективной для решения задач предупреждения и коррекции нарушений в развитии «ядра» читательской компетентности у других категорий детей с ОВЗ, а также детей без выраженных нарушений в развитии, для которых по тем или иным причинам использование традиций раннего приобщения к чтению по объективным причинам было ограничено или недоступно.