Руководителю группы очень важно осознавать, знать, называть свои чувства, однако этого недостаточно. Он должен уметь правильно и искренне выражать свои чувства. Его чувства, как и любые другие действия, воспринимаются в группе как более значимые, по сравнению с действиями других ее участников. Но руководитель должен понимать, что, независимо от того, как его чувства воспринимают участники, объективно они не имеют большего веса, чем чувства участников группы.
Как отмечает Р. Кочюнас, особенно осторожно следует выражать интенсивные чувства — злость и симпатию по отношению к участникам группы, так как именно эти его чувства в глазах участников группы имеют больший вес, чем аналогичные чувства участников156.
В этом случае руководитель сталкивается с проблемой — как одновременно быть искренним и не провоцировать своими чувствами ненужное напряжение в процессе работы группы. Р. Кочюнас предлагает некоторые правила, которые должен знать руководитель психокоррекционной группы:
|
|
• руководитель должен уметь объяснить свои негативные чувства;
• объектом отрицательных чувств должно быть поведение
участников группы, а не личности;
• руководитель не может искать поддержки своим отрицательным чувствам по отношению к какому-либо участнику группы среди других участников.
Навыки невербального общения и интерпретации невербального поведения
Уровни вербального и невербального общения постоянно переплетаются и оказывают влияние друг на друга. Невербальное поведение может изменить смысл слов, обогатить словесное содержание, иллюстрировать слова или даже их заменить156.
Руководителю группы важно не только понимать смысл невербальных сигналов участников, но и ориентироваться в своих невербальных реакциях. Невербальное поведение участников может демонстрировать как заинтересованность и внимание, так и равнодушие. Соответственно, внимание участников к пи-хокоррекционному процессу является показателем его высокой эффективности (и наоборот). Поэтому руководителю важно знать, какие невербальные сигналы могут передать участникам его установку на внимание, а какие — невнимательное слушание. Р. Кочюнас приводит сводную таблицу невербальных признаков внимательного и невнимательного поведения157.
Таблица 4