Правильное выражение чувств

Руководителю группы очень важно осознавать, знать, на­зывать свои чувства, однако этого недостаточно. Он должен уметь правильно и искренне выражать свои чувства. Его чув­ства, как и любые другие действия, воспринимаются в груп­пе как более значимые, по сравнению с действиями других ее участников. Но руководитель должен понимать, что, незави­симо от того, как его чувства воспринимают участники, объек­тивно они не имеют большего веса, чем чувства участников группы.

Как отмечает Р. Кочюнас, особенно осторожно следует выра­жать интенсивные чувства — злость и симпатию по отноше­нию к участникам группы, так как именно эти его чувства в глазах участников группы имеют больший вес, чем аналогич­ные чувства участников156.

В этом случае руководитель сталкивается с проблемой — как одновременно быть искренним и не провоцировать своими чувствами ненужное напряжение в процессе работы группы. Р. Кочюнас предлагает некоторые правила, которые должен знать руководитель психокоррекционной группы:

• руководитель должен уметь объяснить свои негативные чувства;

• объектом отрицательных чувств должно быть поведение
участников группы, а не личности;

• руководитель не может искать поддержки своим отри­цательным чувствам по отношению к какому-либо участнику группы среди других участников.

Навыки невербального общения и интерпретации невербального поведения

Уровни вербального и невербального общения постоянно пе­реплетаются и оказывают влияние друг на друга. Невербаль­ное поведение может изменить смысл слов, обогатить словес­ное содержание, иллюстрировать слова или даже их заменить156.

Руководителю группы важно не только понимать смысл не­вербальных сигналов участников, но и ориентироваться в своих невербальных реакциях. Невербальное поведение участников может демонстрировать как заинтересованность и внимание, так и равнодушие. Соответственно, внимание участников к пи-хокоррекционному процессу является показателем его высокой эффективности (и наоборот). Поэтому руководителю важно знать, какие невербальные сигналы могут передать участни­кам его установку на внимание, а какие — невнимательное слушание. Р. Кочюнас приводит сводную таблицу невербаль­ных признаков внимательного и невнимательного поведения157.

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: