С детьми и подростками

Психокоррекционная работа с детьми и подростками имеет свою специфику по сравнению с таковой у взрослых. Вообще, обсуждая возможности коррекционной и развивающей работы с детьми, многие психологи, как у нас в стране, так и за рубе­жом, отмечают больший оптимизм по отношению к решению детских проблем. Эти проблемы имеют подчас менее длитель­ную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет психологу, педагогу более гибко подходить к вопро­сам исправления искажений развития: учет возрастных осо­бенностей детей позволяет выявлять трудности на ранних эта­пах их становления или даже предупреждать их появление, проводя профилактическую работу. Вот почему в коррекцион­ной работе, по нашему мнению, необходимо руководствоваться принципами возрастно-психологического подхода. Учитывая, что значительное число используемых у нас в стране методов и техник коррекции заимствовано из арсенала зарубежной пси­хологии, где сам процесс психического развития понимается в контексте факторного подхода, необходимо пояснить специфи­ку понимания самого понятия «коррекция» относительно рабо­ты с формирующейся личностью.

Термин «коррекция психического развития» как «совокуп­ность педагогических воздействий, направленных на исправле­ние недостатков в развитии ребенка» (О.А. Карабанова, 1997) впервые был употреблен в дефектологии, а затем был перенесен в область нормального развития. Здесь коррекция рассматри­вается как «создание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы» (СВ. Капрано­ва, 1997). Большой вклад в разработку принципов организа­ции коррекционной работы с детьми внес Л.С. Выготский. Именно он указывал на первостепенную роль профилактиче­ских мер, направленных на предупреждение развития вторич­ных дефектов. Таким образом, основными направлениями кор­рекции психического развития являются:

1) коррекция отклонений в психическом развитии;

2) профилактика негативных тенденций личностного и ин­теллектуального развития (Д.Б. Эльконин, 1989; И.В. Дубро­вина, 1991).

Основываясь на положении Л.С. Выготского о зоне ближай­шего развития, можно выделить еще один уровень коррекци­онной работы с детьми — общеразвивающая работа. В данном случае понятие коррекции более созвучно с термином «интер­венция», больше используемое в зарубежной психологии и по­нимаемое как «систематическое вмешательство в процесс раз­вития с целью влияния на него»214.

Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства — способствовать полноценному психиче­скому и личностному развитию ребенка.

Основываясь на положениях отечественной психологии о структуре и динамике возраста и понимании процесса психи­ческого развития ребенка как активного деятельностного про­цесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым в форме ус­воения общественно-исторического опыта путем интериориза-ции, следует выделить три основных направления в области постановки коррекционных целей: 1) оптимизация социальной ситуации развития; 2) развитие видов деятельности ребенка; 3) формирование возрастно-психологических новообразова­ний215.

Принципы коррекционной работы с детьми и подростками и построения коррекционных программ:

1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребен­ка — согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с од­ной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности другой;

2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством созда­ния зоны ближайшего развития ребенка — во-первых, такая коррекция должна иметь характер активного формирующего воздействия, оказывающего целенаправленное влияние на ге­незис и становление психологических новообразований, состав­ляющих сущностную характеристику возраста, во-вторых, в отличие от коррекции «снизу вверх», направленной на упраж­нение и упрочение уже имеющихся у ребенка функций и спо­собностей, коррекция «сверху вниз» носит опережающий ха­рактер и направлена на формирование тех психологических способностей, которые составляют ближайшую перспективу развития, определяя уровень развития ребенка в соответствии с социальными ожиданиями и нормами;

3) принцип системности коррекционных, профилактиче­ских и развивающих задач — цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы
как система задач трех уровней: коррекционного (исправление
отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей раз­вития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающего (оптимизация, стиму­лирование, амплификация и обогащение содержания развития);

4) принцип единства диагностики и коррекции — эффек­тивная коррекция может быть построена лишь на основе тща­тельного и всестороннего психологического обследования, в тоже время самые точные и глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной сис­темой психолого-педагогических коррекционных мероприятий;

5) принцип приоритетности коррекции каузального типа, направленной на устранение или нивелирование самих причин, порождающих эти негативные явления в развитии ребенка;

6) деятельностный принцип коррекции — генеральным спо­собом коррекционно-развивающего воздействия является орга­низация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для его ориентировки в «трудных», конфликтных ситуациях, организуется их разрешение и закладывается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка;

7) принцип комплексности методов психологического воз­действия утверждает необходимость использования всего мно­гообразия методов, техник и приемов из арсенала практиче­ской детской психологии;

8) принцип активного привлечения ближайшего социаль­ного окружения ребенка к участию в коррекционной програм­ме — успех коррекционной работы с ребенком вне сотрудниче­ства с родителями или другим значимым социальным окру­жением в зависимости от характера трудностей развития ока­зывается либо недостаточно высоким, либо попросту невозмож­ным, полная реализация целей коррекции достигается лишь
через изменение жизненных отношений ребенка с его соци­альным окружением, что требует от взрослых как активных «строителей» этих отношений целенаправленных, активных и осознанных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: