Нарды – это не только игра продвижения и побития фишек, это также игра позиций. Игра III иллюстрирует важность блокирования дальних фишек противника.
Лучший способ заблокировать соперника – это сформировать несколько закрытых пунктов в ряд. Подобный ряд последовательно расположенных пунктов называется блокадой. Игра III демонстрирует, как блокада фишек вашего противника может стать эффективной стратегией для выигрыша в игре. В частности, мы акцентируем ваше внимание на достоинствах 6-пунктовой или полной блокады (шесть закрытых пунктов подряд).
Как мы уже увидели в игре II, участник, который в начале игры вырывается вперед, необязательно становится победителем. В действительности же его лидирующее положение может оказаться гибельным. Поэтому в игре III проиллюстрировано такое стратегическое понятие, как тайминг, т.е. временной расчет последующего развития игры. По мере того как вы будете набираться опыта, вы научитесь оценивать не только текущую позицию, но и долгосрочное развитие игры.
|
|
В игре III мы вводим дабл-куб. В тренировочных играх вы должны начать играть с кубом. Сначала вы можете испытывать неуверенность в том, когда следует принимать удвоение ставок или удваивать самому. Но по мере накопления опыта и развития способности оценивать позиции вы постепенно начнете понимать, когда вы обладаете достаточным преимуществом для удвоения ставок. И, если вам вдруг предлагают удвоить ставку, стоит ли принимать куб или отказаться от него.
На диаграммах дабл-куб сначала размещается посредине. Это означает, что любой из игроков до того как он выбросит кости, может предложить первое удвоение ставки.
X выиграл право на первый ход (3-2). Правильный ход выглядит следующим образом: 13/10, 13/11, он позволяет X вывести две фишки-строителя из его среднего пункта.
О (6-1) ходит 12/18, 17/18, закрывая свой бар-пункт.
X ходит 10/5, 6/5, создавая закрытый пункт 5. Пункт 5 является наиболее ценным для X пунктом в его части доски. Он, как правило, имеет даже большую ценность, чем бар-пункт (В предисловии данный факт ставится под сомнение. Примеч. пер.)
Если бы X выбросил 6-1 и у него был бы выбор – закрыть пункт 5 или бар-пункт, правильным ходом было бы закрытие пункта 5.
(X 5-1 10/5, 6/5)
О (5-3) ходит 12/17, 12/15, подводя две свои фишки-строителя к пунктам 20 и 21 (или пункты 4 и 5 О), которые эти фишки смогут закрыть впоследствии. Этот ход предпочтительнее, чем создание закрытого пункта 22 (пункт 3 – О).
Альтернативный ход 1/9 является слишком рискованным, поскольку эта фишка будет под угрозой двойного шота.
Х (6-4). Это еще один удачный бросок для X. X ходит 13/7, 11/7, создавая таким образом закрытый пункт. Теперь X владеет четырьмя пунктами подряд и целенаправленно движется к своей цели: заблокировать и поймать в ловушку дальние фишки О.
|
|
О (6-5) ходит 12/18, 12/17. В обычной ситуации в начальном броске О мог бы вывести одну из своих дальних фишек в безопасное место, походив 1/12и передвинув ее в свой средний пункт, но в данном случае блокада X не позволяет этого сделать. Показанный нами ход является единственным ходом, который позволяет О передвинуть свои фишки, не подставляя их под угрозу прямого шота.
Нарды – это игра позиций, где большие числа, выпавшие на костях, сами по себе часто не являются более предпочтительными. Здесь О (6-5) вынужден оставить свой средний пункт 12. Как правило, игрок должен сохранять этот пункт за собой, особенно если его фишки все еще находятся в ловушке в Доме противника. В случае сдачи этого пункта дальние фишки остаются в затруднительном положении, на значительном расстоянии от других своих фишек без гарантированного безопасного посадочного места в квадрантах противника.
X (4-2) ходит 8/4, 6/4, закрыв пункт 4 и создав блокаду из пяти пунктов подряд.
О (4-4) ходит 17/21(2), 19/23(2), закрывая два пункта в своем Доме. Закрытие пункта 2 нежелательно, но это лучшее, что может сделать О. И снова ценность самих по себе больших чисел обманчива, О должен вывести две свои дальние фишки до того, как большие числа (очки) будут иметь какую-либо ценность.
X удваивает ставку, О принимает предложение. Хотя и X и О владеют одинаковым количеством пунктов, позиция X более выгодна, так как он владеет пятью пунктами подряд, которые формируют серьезную блокаду. По причинам, которые станут ясны через два или три хода, X имеет право надеяться, что позиция О ухудшится.
Факт удвоения ставки игроком X показан на диаграммах значком куба, который располагается на стороне доски, принадлежащей О. После этого первого удвоения ставок исключительным правом на повторное их удвоение обладает О.
X (5-3) ходит 6/3, 8/3, сохраняя блокаду из пяти пунктов и продвигаясь глубже в свой Дом. Такой ход создает еще большую помеху для О и угрожает ему укреплением блокады X до шести пунктов подряд, если X сумеет выбросить 5 в следующий раз.
Возможность создать полную блокаду вполне оправдывает риск побития фишки при выпадении комбинации 6-1 (возможность шота 17 к 1).
О (5-2) ходит 15/20, 18/20. Это превосходный бросок, который позволяет О создать блокаду из пяти пунктов.
Давайте остановимся и оценим позицию. Оба игрока имеют блокады из пяти пунктов, поэтому на первый взгляд позиции выглядят одинаковыми. Дальние фишки обоих игроков кажутся запертыми. Означает ли это, что игра зашла в тупик и никто из игроков не сможет спасти свои фишки?
Нет! Оба игрока должны продолжать двигаться вперед, хотят они того или нет, пока блокады не придется разбить. Кто в таком случае сможет удержать свою блокаду дольше?
Ответ: это сможет сделать X, поскольку у него есть две свободные фишки в среднем пункте, которыми он может играть далее, а возможное количество ходов О быстро сокращается. Фишки в среднем пункте X дают ему время (временной расчет игры часто является ключевым фактором для упреждающей игры).
Когда вы приобретете больше опыта в нардах, вы научитесь рассматривать каждую позицию не только как статичный объект, но и как часть системы, которая постоянно изменяется. Когда X удвоил ставку, он предвидел, что время будет работать на него. Если позицию рассматривать как гонку, О находится впереди. Однако именно потому, что О опережает противника в гонке, у него остается меньше времени на то, чтобы сохранить свою блокаду. В такой позиции большие числа на игральных костях невыгодны.
X (4-1) ходит 13/8, формируя полную блокаду из шести пунктов. Формирование 6-пунктовой блокады всегда является первичной целью, при попытке заманить своего противника в ловушку. Пока блокада остается целой, у О нет возможных путей миновать ее никакими бросками. Единственный способ пройти через 6-пунктовую блокаду – подождать, пока ваш противник сам сломает ее.
|
|
О (4-3) ходит 17/21, 17/20. Начинается разрушение его блокады. Конечно же, О предпочел бы вообще не двигать свои фишки, но правила требуют, чтобы ход был сделан, если для него существует легальная возможность.
X (4-2) ходит 13/9, 24/22. На первый взгляд этот ход может показаться крайне безрассудным. О имеет массу возможностей побить блоты X. Почему же в таком случае X использовал этот ход?
Ответ на этот вопрос таков: у X есть полная 6-пунктовая блокада. X не беспокоит тот факт, побьют его или нет. О никоим образом не сможет вывести свои дальние фишки, поэтому он должен играть другими фишками, даже если это приведет к его самоуничтожению.
О (6-3) ходит 18/24*, 21/24, занимая пункт, расположенный сверху блота X.
X (5-2) Ø; X не может ввести фишку обратно в игру.
В броске 9 (4-2) О ходит 18/22*, 20/22, побив второй блот. На этот раз О полностью закрыл выход для двух фишек X на баре. Обычно закрытие выхода для противника дает практически все шансы на победу, как это было показано в игре II. В данном случае закрытие пунктов Дома О всего лишь подчеркивает силу 6-пунктовой блокады X и ненадежность позиций О.
Если вы тщательно проанализируете создавшуюся позицию, то увидите, что ни одна комбинация чисел не позволяет О вывести свои дальние фишки из Дома противника. Так как X не может ввести в игру свои фишки, стоящие на баре, он не может ходить и поэтому может даже не выбрасывать кости. Какие бы числа ни выбросил О в следующий раз, он в любом случае будет вынужден открыть пункты в своем Доме и позволить X снова войти в игру. Помните, что правила не позволяют О снимать фишки с доски до тех пор, пока все его фишки не будут находиться в его Доме.
О продолжает выбрасывать игральные кости. О (5-1) ходит 19/24, 1/2. О понимает, что выгодная позиция потеряна, и начинает освобождать дальние пункты Дома, чтобы избежать возможной опасности для фишек в своем Доме. Если О позволит выбить из своего дома третью фишку (две фишки изначально находятся в Доме противника), это увеличит вероятность того, что он попадет в ситуацию гэммона.
|
|
О (4-3) ходит 19/22, 19/23. Он вынужден оставить пункт в своем Доме. Этот ход иллюстрирует позицию, которая очень часто разыгрывается неверно. Если вы создаете закрытые пункты в своем Доме, сначала вы должны закрывать самые дальние пункты. Однако, когда вы вынуждены разбивать блокаду в своем Доме, вам следует освобождать пункты по порядку, начиная с самых дальних. В данной позиции у О есть выбор – освободить пункт 19 или пункт 20; и он поступает правильно, освобождая сначала пункт 19.
Теперь X может сделать свой бросок.
X ходит бар/19, Ø. Он вынужден ввести фишку в пункт 19, используя число 6. X не может ввести в игру вторую фишку, используя число 1, поэтому ему не удается легально сыграть число 1 в каком-нибудь другом месте доски.
О (6-4) ходит 20/24, Ø. Он вынужден играть число 4, потому что у него нет легальной возможности сыграть б.
X (6-3) ходит бар/19, 9/6. X надеялся выбросить 5 и побить блот О. X ходит 9/6, ставя свободную фишку таким образом, чтобы она могла атаковать дальние фишки О.
О (4-1) ходит 20/24, 1/2. Хотя у О практически нет шансов на выигрыш, ему необходимо поставить свои дальние фишки вместе, чтобы обеспечить их безопасность. Если О оставит дальние фишки незащищенными, противник может закрыть для него свою доску, это даст X определенный шанс на то, что его противник окажется в ситуации гэммона. Удерживая второй пункт, О может избежать гэммона.
X ходит 19/7(2). Этот большой дубль не дает глобального преимущества, поскольку X может свободно перемещать свои фишки по доске. Игра X весьма стабильна и должна привести его к легкой победе.
Более опытный и/или жадный игрок может поэкспериментировать и сыграть по-другому: 19/13(2), 7/1(2)!
Такой ход может показаться глупым, поскольку X разбивает свою блокаду раньше, чем это необходимо, и дает О шанс вывести фишки, используя число 5. На самом же деле X устраивает хитроумную ловушку: он надеется, что О выведет свою фишку, задействовав число 5. (Заметьте, что если бы О выбросил 5, у него не было бы другого выбора, кроме вывода фишек из пункта 2, поскольку нигде в другом месте он не может сыграть число 5 легально.)
Так как О частично разрушил блокаду в своем Доме, а у X поставлена 5-лунктовая блокада, X надеется увлечь О, а затем внезапно атаковать два его незащищенных блота. Если X сможет побить эти два блота и закрыть свою доску для О, X существенно увеличит шансы на выигрыш гэммона (четыре очка, поскольку ставку уже удвоили один раз).
Конечно же, эта альтернативная стратегия не лишена риска. О мог бы вывести фишки с помощью дубля 5-5 и выиграть гонку, или же X мог бы столкнуться с проблемами при побитии О и закрытии своей доски после одной выброшенной 5. В любом случае X мог бы поставить под угрозу свою потенциальную победу из-за дополнительного шанса на гэммон. Эксперт оценил бы чистую прибыль как стоящую риска, но мы продолжим игру, используя более безопасный путь, указанный ранее.
О (6-3) ходит 21/24, Ø.
X ходит 8/3, 8/4. X хочет безопасно провести фишки в свой Дом. Принципы, позволяющие безобидно ввести фишки в свой Дом, если противник владеет пунктом в этом Доме в основном точно такие же, как и принципы снятия фишек с доски.
1. Освобождайте свои пункты по порядку, начиная с самых дальних от Дома, стараясь при этом не оставлять пробелов.
2. По возможности не переводите свои свободные фишки во внутренние пункты.
3. По возможности не оставляйте свою самую дальнюю от дома фишку в одиночестве.
Альтернативный ход мог бы быть следующим: 6/1, 7/3, что сохранило бы полную блокаду X в течение еще одного броска.
Этот ход ведет к потенциально опасной позиции. Перевод свободных фишек во внутренний пункт 3 и оставленная свободная фишка в пункте 7 являются потенциальным источником неприятностей. Комбинации 6-1, 6-3, 6-4 и 6-5, например, вынудят вас оставить фишку незащищенной. Даже на такой поздней стадии игры необходимо аккуратно перемещать фишки и избегать случайных неверных ходов.
О (5-2) ходит 21/23, Ø.
X (6-4) ходит 7/1, 7/3.
О (6-2) ходит одной фишкой 2/10, выводя ее из блокады X. Даже если О выведет свою вторую дальнюю фишку, он все равно отстанет от своего противника в этой гонке.
X (2-1) ходит 4/2*, 3/2. Это еще одна позиция, которая также должна разыгрываться осторожно. Давайте рассмотрим альтернативные ходы.
Во-первых, X мог бы сыграть 7/5, 7/6, как мы видим на диаграмме «Альтернативный ход №1».
Этот ход при подготовке фишек к снятию с доски мог бы обеспечить X лидирующую позицию (хотя удачное выбрасывание дубля 6-6 увело бы О далеко вперед).
Второй альтернативный ход – это 4/2*/1 – позволяет побить фишку противника и закрыть пункт 1, не оставляя блота.
Из всех этих вариантов наиболее выгодным является 4/2*, 3/2. Такой ход дает О минимальные шансы на победу, несмотря на то что в пункте 1 остается блот. X вновь восстанавливает полную 6-пунктовую блокаду (от пункта 2 до пункта 7) и, следовательно, может не бояться побития фишки в пункте 1.
Ключевая идея здесь заключается в том, что даже если О введет свою фишку в пункт 1, она не сможет уйти из блокады, поэтому X вне опасности. В действительности же, если X позволит О войти в пункт 1, а у X появится шанс снова провести фишку по доске и побить блот О в пункте 10, это даст X определенное преимущество. Подобная серия ходов предоставит X хорошие шансы на гэммон.
О (5-5) Ø.
X (6-2) ходит 7/1, 7/5. Дом X закрыт для О, и X продолжает выбрасывать кости.
X (6-1) ходит 6/off, 5/4. Помните: когда вы снимаете фишки с доски при сопротивлении противника (сопротивление в данном случае – это блот О, таящийся на баре), вы снимаете их не максимально быстро, а предельно безопасно. Ход X оставляет его в позиции, в которой ни одна выброшенная комбинация не вынудит его оставить возможность для шота.
Если бы X сделал беспечный ход 6/off, 3/2, он мог бы остаться с одиночной фишкой в правой части своего Дома.
Этот ход мог бы нести в себе потенциальную опасность, последующая комбинация 5-5 или 6-6 вынудила бы его оставить возможность для шота.
X (5-5) ходит 6/1(2), 5/off(2). Благодаря тому, что последний свой ход X сделал крайне осторожно, он может безопасно сыграть комбинацию 5-5. Участник, который использовал альтернативный ход в броске 18 и был побит после того, как оставил блот в броске 19, не вызывает сочувствия. Такой игрок мог бы оплакивать свою судьбу и жаловаться на жизнь, но мы понимаем, что он мог легко избежать этой ошибки.
Иногда, даже при использовании наилучшей техники снятия фишек, вы можете потерпеть поражение в игре вследствие неудачной серии бросков, вынуждающей оставить возможность для шота, которой ваш противник с радостью воспользуется. Именно вероятность катастрофы в кажущихся выигрышными позициях делает нарды столь захватывающей и азартной игрой. Если вы будете следовать правилам снятия фишек с доски, печальных историй поражения в вашем багаже будет намного меньше.
О ходит бар/18, 10/16. Благодаря этому броску шансы О на проигрыш гэммона сводятся к нулю. На этом этапе мы прекращаем игру, поскольку ее конец – простое снятие фишек с доски, а X одержит победу с легкостью. Поскольку X ранее удвоил ставку в игре, то он должен выиграть два очка.
Краткий обзор: «Игра III. Блокирующая игра»
1. Одна из основных целей игры в нарды – заблокировать продвижение вашего противника и, что самое важное, поймать в ловушку его дальние фишки. Обычно это делается путем создания ряда закрытых пунктов, который называется блокадой. Чем больше пунктов подряд вы закроете, тем сложнее будет вашему противнику миновать это препятствие. Обойти 5-пунктовую блокаду крайне сложно, особенно если противник находится не прямо перед ней (на границе блокады). В идеале вы должны создать 6-пунктовую блокаду, т.е. полную блокаду. В этом случае обойти ее невозможно: любая фишка, находящаяся в ловушке позади полной блокады, должна ожидать, пока владелец этой блокады не разрушит ее сам.
Ценность полной блокады подчеркивается тем фактом, что игрок, обладающий нею, может позволить своему противнику побить некоторые из оставшихся фишек или даже закрыть доску, не ставя под угрозу свою победу. (Если вам неясна эта причина, прочитайте еще раз игру III, чтобы понять эту важную концепцию.)
2. Часто единственный способ разрушить блокаду, которая не позволяет двигаться вашим фишкам, – это создать собственную блокаду, чтобы заманить противника в ловушку. Смысл заключается в том, чтобы заставить соперника разрушить свою блокаду первым.
3. В случае, если вы закрыли все пункты в своем Доме, но, к несчастью, вынуждены разрушить блокаду, вы должны освобождать пункты, начиная с самых отдаленных.
4. Если вы имеете подавляющее преимущество в гонке и просто хотите безопасно ввести фишки в свой Дом, вы должны вводить фишки в свой Дом и снимать их с доски максимально осторожно. Вам следует сохранять бдительность даже в выигрышных позициях, чтобы избежать неприятных сюрпризов и неожиданностей.
Принципы, позволяющие успешно ввести фишки в свой Дом, в основном сходны с принципами снятия фишек с доски.
A. Освобождайте свои пункты по порядку, начиная с наиболее удаленного от Дома, для того чтобы избежать пробелов.
B. Если это возможно, не вводите свободные фишки во внутренние пункты Дома.
C. Если это возможно, не оставляйте в самом дальнем от Дома пункте одну свободную фишку. Пытайтесь оставлять в таких пунктах четное количество фишек.
5. Даже если игра безнадежна, не усугубляйте свое поражение возможным гэммоном. И, наоборот, в позициях, где вы почти наверняка можете выиграть, вы должны искать способы увеличить свой выигрыш с помощью гэммона.
ГЛАВА 9
ИГРА IV. АТАКУЮЩАЯ ИГРА
Последний пример игры в разделе I демонстрирует еще один план выигрыша – атаку. Некоторые партии игры в нарды длятся долго, затягиваясь вследствие позиционной борьбы, другие – как, например, эта игра – могут быть сыграны быстро благодаря серии резких ударов.
По окончании данной игры вам следует повторить основные методы, которые позволяют одержать победу во всех четырех представленных играх (стремительной, удерживающей, блокирующей и атакующей). Иметь один заранее подготовленный план игры – это в корне неверная стратегия, вы должны быть гибкими и выбирать тот план, который в большей степени подходит для конкретно сложившейся позиции. Знание всех четырех основных стратегий придет к вам с опытом. В разделах II и III мы более детально рассматриваем критерии разработки соответствующего плана игры и тактические средства для его воплощения.
Эта игра является примером особых прогрессивных тактических ходов, которые показывают, что даже в позициях, вполне обычных и несложных, вы должны быть настороже, чтобы делать максимально удачные ходы. Запоминать все эти ходы на этот раз не нужно: позже, в соответствующей главе, мы полностью объясним принципы, применяемые для каждого варианта развития игры.
О (5-2) ходит 12/17, 12/14.
X (4-4) ходит 24/20(2), 13/9(2). Комбинация 4-4 позволяет вам сделать ход, который считается самым сильным из дебютных ходов: вы закрываете пункт 5 своего противника (ваш пункт 20). Это единственный наиболее важный пункт, который вы должны контролировать в середине игры.
О (4-2) ходит 1/5, 12/14. Если ваш соперник владеет пунктом в вашем Доме, наиболее эффективный пункт для его блокирования находится на расстоянии шести пунктов перед ним (расстояние в пять пунктов также подходит). Так как X преуспел в закрытии пункта 20, О продуманно закрывает пункт 14 с помощью хода 12/14. Аналогично, как если бы X закрыл пункт 22, О должен был бы закрыть пункт 16, чтобы эффективно блокировать своего противника.
Поскольку X закрыл ценный пункт 20, О, естественно, хочет уравнять свою позицию, закрыв пункт 5. Поэтому О делит свои дальние фишки и направляет одну из них в пункт 5, надеясь закрыть его в следующем броске. Обычно ставить незащищенную фишку в пункт 4 или 5 противника, когда тот имеет свободные фишки, которые могут легко достичь этих пунктов, весьма рискованно.
X (3-1) ходит 8/5*, 6/5. Этот превосходный бросок позволяет закрыть важный для X пункт 5 и побить блот О. Теперь X контролирует свой пункт 5 и пункт 5, принадлежащий О, у X есть хорошее начало для создания блокирующей позиции, поскольку он контролирует пункты 5, 6, 8 и 9.
О(4-2)ходит бар/4, 19/21. И снова О выбирает более опасную линию игры, вводя свою побитую фишку в пункт 4, а не в пункт 2.
О осознает, что для него игра идет не в лучшую сторону, и его ход бар/4 является рискованным мероприятием, которое однако все же может улучшить его позицию. Он надеется создать закрытый пункт в пункте 4 в последующем броске и создать передовой якорный пункт в Доме X.
Одновременно О ставит слот (slot, т.е. одну фишку в пункте, который он хочет закрыть в следующем броске) в пункт 21 – ход 19/21. Он стремится максимально быстро закрыть свой Дом, чтобы создать угрозу для X.
Однако X не имеет ни малейшего желания позволить О уравнять шансы в игре. Он решает воспользоваться своим преимуществом.
X удваивает ставку! Это удвоение демонстрирует огромное непостоянство игры. Многие партии игры в нарды требуют внушительного количества ходов, иногда даже игроки доходят до финала игры и снятия фишек с доски, прежде чем один из них получает достаточное преимущество для того, чтобы удвоить ставку. Иногда в играх, в частности в данной, одна из сторон имеет возможность удвоить ставку уже после трех ходов.
О принимает предложение. Хотя мы понимаем, что всего после трех ходов О не решается отклонить предложение удвоения ставок (и потерять одно очко), опытный игрок посчитал бы эту позицию крайне опасной для О. Фишкам О угрожает мощная атака, и, если эта атака будет успешной, он попадет в ситуацию гэммона. Следовательно, принимая удвоение ставок, О в конце концов рискует проиграть не одно дополнительное очко, а три, поскольку, проиграв гэммон, он потеряет четыре очка.
X (3-2) ходит 6/4*/1*. X начинает свою атаку! В обычных обстоятельствах X не стал бы бить противника в своем Доме, используя блот, так как он мог бы потерять скорость в гонке, если бы его фишку побили. Однако в данном случае (как и в большинстве опережающих игр) потеря или приобретение пунктов не является определяющим фактором.
X может позволить своему противнику сделать возвратный шот, поскольку X имеет безопасный якорный пункт в пункте 20. Обладание этим «золотым пунктом» (т.е. пунктом 5 противника) обеспечивает X практически полную безопасность, и даже после самых неудачных бросков X почти наверняка будет иметь конкурентоспособную и, вероятно, благоприятную для него позицию.
Причина, по которой X так рано удвоил ставку (и по которой О должен был спасовать), становится все более понятной. Если X преуспеет в своей атаке, он выиграет гэммон у О. Даже в том случае, если атака X не принесет ему успех немедленно, простое обладание «золотым пунктом» гарантирует X по меньшей мере положение, равнозначное положению его противника.