Игра III. Блокирующая игра 1 страница

Нарды – это не только игра продвижения и побития фишек, это также игра пози­ций. Игра III иллюстрирует важность блокирования дальних фишек противника.

Лучший способ заблокировать соперника – это сформировать несколько за­крытых пунктов в ряд. Подобный ряд последовательно расположенных пунктов называется блокадой. Игра III демонстрирует, как блокада фишек вашего против­ника может стать эффективной стратегией для выигрыша в игре. В частности, мы акцентируем ваше внимание на достоинствах 6-пунктовой или полной блокады (шесть закрытых пунктов подряд).

Как мы уже увидели в игре II, участник, который в начале игры вырывается впе­ред, необязательно становится победителем. В действительности же его лидиру­ющее положение может оказаться гибельным. Поэтому в игре III проиллюстриро­вано такое стратегическое понятие, как тайминг, т.е. временной расчет последую­щего развития игры. По мере того как вы будете набираться опыта, вы научитесь оценивать не только текущую позицию, но и долгосрочное развитие игры.

В игре III мы вводим дабл-куб. В тренировочных играх вы должны начать играть с кубом. Сначала вы можете испытывать неуверенность в том, когда следу­ет принимать удвоение ставок или удваивать самому. Но по мере накопления опыта и развития способности оценивать позиции вы постепенно начнете понимать, ког­да вы обладаете достаточным преимуществом для удвоения ставок. И, если вам вдруг предлагают удвоить ставку, стоит ли принимать куб или отказаться от него.

На диаграммах дабл-куб сначала размещается посредине. Это означает, что лю­бой из игроков до того как он выбросит кости, может предложить первое удвое­ние ставки.

X выиграл право на первый ход (3-2). Правильный ход выглядит следующим образом: 13/10, 13/11, он позволяет X вывести две фишки-строителя из его среднего пункта.

О (6-1) ходит 12/18, 17/18, закрывая свой бар-пункт.

X ходит 10/5, 6/5, создавая закрытый пункт 5. Пункт 5 является наиболее цен­ным для X пунктом в его части доски. Он, как правило, имеет даже большую цен­ность, чем бар-пункт (В предисловии данный факт ставится под сомнение. Примеч. пер.)

Если бы X выбросил 6-1 и у него был бы выбор – закрыть пункт 5 или бар-пункт, правильным ходом было бы закрытие пункта 5.

(X 5-1 10/5, 6/5)

О (5-3) ходит 12/17, 12/15, подводя две свои фишки-строителя к пунктам 20 и 21 (или пункты 4 и 5 О), которые эти фишки смогут закрыть впоследствии. Этот ход пред­почтительнее, чем создание закрытого пункта 22 (пункт 3 – О).

Альтернативный ход 1/9 является слишком рискованным, поскольку эта фиш­ка будет под угрозой двойного шота.

Х (6-4). Это еще один удачный бросок для X. X ходит 13/7, 11/7, создавая таким обра­зом закрытый пункт. Теперь X владеет четырьмя пунктами подряд и целенаправ­ленно движется к своей цели: заблокировать и поймать в ловушку дальние фиш­ки О.

О (6-5) ходит 12/18, 12/17. В обычной ситуации в начальном броске О мог бы выве­сти одну из своих дальних фишек в безопасное место, походив 1/12и передви­нув ее в свой средний пункт, но в данном случае блокада X не позволяет этого сделать. Показанный нами ход является единственным ходом, который позволяет О передвинуть свои фишки, не подставляя их под угрозу прямого шота.


Нарды – это игра позиций, где большие числа, выпавшие на костях, сами по себе часто не являются более предпочтительными. Здесь О (6-5) вынужден оставить свой средний пункт 12. Как правило, игрок должен сохранять этот пункт за собой, осо­бенно если его фишки все еще находятся в ловушке в Доме противника. В случае сдачи этого пункта дальние фишки остаются в затруднительном положении, на зна­чительном расстоянии от других своих фишек без гарантированного безопасного посадочного места в квадрантах противника.

X (4-2) ходит 8/4, 6/4, закрыв пункт 4 и создав блокаду из пяти пунктов подряд.

О (4-4) ходит 17/21(2), 19/23(2), закрывая два пункта в своем Доме. Закрытие пунк­та 2 нежелательно, но это лучшее, что может сделать О. И снова ценность самих по себе больших чисел обманчива, О должен вывести две свои дальние фишки до того, как большие числа (очки) будут иметь какую-либо ценность.

X удваивает ставку, О принимает предложение. Хотя и X и О владеют одина­ковым количеством пунктов, позиция X более выгодна, так как он владеет пя­тью пунктами подряд, которые формируют серьезную блокаду. По причинам, ко­торые станут ясны через два или три хода, X имеет право надеяться, что пози­ция О ухудшится.

Факт удвоения ставки игроком X показан на диаграммах значком куба, кото­рый располагается на стороне доски, принадлежащей О. После этого первого уд­воения ставок исключительным правом на повторное их удвоение обладает О.

X (5-3) ходит 6/3, 8/3, сохраняя блокаду из пяти пунктов и продвигаясь глубже в свой Дом. Такой ход создает еще большую помеху для О и угрожает ему укреплением блокады X до шести пунктов подряд, если X сумеет выбросить 5 в следующий раз.

Возможность создать полную блокаду вполне оправдывает риск побития фиш­ки при выпадении комбинации 6-1 (возможность шота 17 к 1).

О (5-2) ходит 15/20, 18/20. Это превосходный бросок, который позволяет О создать блокаду из пяти пунктов.

Давайте остановимся и оценим позицию. Оба игрока имеют блокады из пяти пунктов, поэтому на первый взгляд позиции выглядят одинаковыми. Дальние фиш­ки обоих игроков кажутся запертыми. Означает ли это, что игра зашла в тупик и никто из игроков не сможет спасти свои фишки?

Нет! Оба игрока должны продолжать двигаться вперед, хотят они того или нет, пока блокады не придется разбить. Кто в таком случае сможет удержать свою бло­каду дольше?

Ответ: это сможет сделать X, поскольку у него есть две свободные фишки в сред­нем пункте, которыми он может играть далее, а возможное количество ходов О быстро сокращается. Фишки в среднем пункте X дают ему время (временной расчет игры часто является ключевым фактором для упреждающей игры).

Когда вы приобретете больше опыта в нардах, вы научитесь рассматривать каж­дую позицию не только как статичный объект, но и как часть системы, которая по­стоянно изменяется. Когда X удвоил ставку, он предвидел, что время будет рабо­тать на него. Если позицию рассматривать как гонку, О находится впереди. Од­нако именно потому, что О опережает противника в гонке, у него остается мень­ше времени на то, чтобы сохранить свою блокаду. В такой позиции большие числа на игральных костях невыгодны.

X (4-1) ходит 13/8, формируя полную блокаду из шести пунктов. Формирование 6-пунктовой блокады всегда является первичной целью, при попытке заманить сво­его противника в ловушку. Пока блокада остается целой, у О нет возможных пу­тей миновать ее никакими бросками. Единственный способ пройти через 6-пунктовую блокаду – подождать, пока ваш противник сам сломает ее.

О (4-3) ходит 17/21, 17/20. Начинается разрушение его блокады. Конечно же, О пред­почел бы вообще не двигать свои фишки, но правила требуют, чтобы ход был сде­лан, если для него существует легальная возможность.

X (4-2) ходит 13/9, 24/22. На первый взгляд этот ход может показаться крайне без­рассудным. О имеет массу возможностей побить блоты X. Почему же в таком слу­чае X использовал этот ход?

Ответ на этот вопрос таков: у X есть полная 6-пунктовая блокада. X не беспо­коит тот факт, побьют его или нет. О никоим образом не сможет вывести свои дальние фишки, поэтому он должен играть другими фишками, даже если это приведет к его самоуничтожению.

О (6-3) ходит 18/24*, 21/24, занимая пункт, расположенный сверху блота X.

X (5-2) Ø; X не может ввести фишку обратно в игру.

В броске 9 (4-2) О ходит 18/22*, 20/22, побив второй блот. На этот раз О полностью закрыл выход для двух фишек X на баре. Обычно закрытие выхода для против­ника дает практически все шансы на победу, как это было показано в игре II. В данном случае закрытие пунктов Дома О всего лишь подчеркивает силу 6-пунктовой блокады X и ненадежность позиций О.

Если вы тщательно проанализируете создавшуюся позицию, то увидите, что ни одна комбинация чисел не позволяет О вывести свои дальние фишки из Дома про­тивника. Так как X не может ввести в игру свои фишки, стоящие на баре, он не может ходить и поэтому может даже не выбрасывать кости. Какие бы числа ни выбросил О в следующий раз, он в любом случае будет вынужден открыть пунк­ты в своем Доме и позволить X снова войти в игру. Помните, что правила не позволяют О снимать фишки с доски до тех пор, пока все его фишки не будут находиться в его Доме.

О продолжает выбрасывать игральные кости. О (5-1) ходит 19/24, 1/2. О понимает, что выгодная позиция потеряна, и начинает освобождать дальние пункты Дома, чтобы избежать возможной опасности для фишек в своем Доме. Если О позволит выбить из своего дома третью фишку (две фишки изначально находятся в Доме противника), это увеличит вероятность того, что он попадет в ситуацию гэммона.

О (4-3) ходит 19/22, 19/23. Он вынужден оставить пункт в своем Доме. Этот ход иллюстрирует позицию, которая очень часто разыгрывается неверно. Если вы со­здаете закрытые пункты в своем Доме, сначала вы должны закрывать самые даль­ние пункты. Однако, когда вы вынуждены разбивать блокаду в своем Доме, вам следует освобождать пункты по порядку, начиная с самых дальних. В данной по­зиции у О есть выбор – освободить пункт 19 или пункт 20; и он поступает пра­вильно, освобождая сначала пункт 19.

Теперь X может сделать свой бросок.

X ходит бар/19, Ø. Он вынужден ввести фишку в пункт 19, используя число 6. X не может ввести в игру вторую фишку, используя число 1, поэтому ему не уда­ется легально сыграть число 1 в каком-нибудь другом месте доски.

О (6-4) ходит 20/24, Ø. Он вынужден играть число 4, потому что у него нет легаль­ной возможности сыграть б.

X (6-3) ходит бар/19, 9/6. X надеялся выбросить 5 и побить блот О. X ходит 9/6, ставя свободную фишку таким образом, чтобы она могла атаковать дальние фиш­ки О.

О (4-1) ходит 20/24, 1/2. Хотя у О практически нет шансов на выигрыш, ему необ­ходимо поставить свои дальние фишки вместе, чтобы обеспечить их безопасность. Если О оставит дальние фишки незащищенными, противник может закрыть для него свою доску, это даст X определенный шанс на то, что его противник окажет­ся в ситуации гэммона. Удерживая второй пункт, О может избежать гэммона.

X ходит 19/7(2). Этот большой дубль не дает глобального преимущества, по­скольку X может свободно перемещать свои фишки по доске. Игра X весьма ста­бильна и должна привести его к легкой победе.

Более опытный и/или жадный игрок может поэкспериментировать и сыграть по-другому: 19/13(2), 7/1(2)!

Такой ход может показаться глупым, поскольку X разбивает свою блокаду рань­ше, чем это необходимо, и дает О шанс вывести фишки, используя число 5. На самом же деле X устраивает хитроумную ловушку: он надеется, что О выведет свою фишку, задействовав число 5. (Заметьте, что если бы О выбросил 5, у него не было бы другого выбора, кроме вывода фишек из пункта 2, поскольку нигде в другом месте он не может сыграть число 5 легально.)

Так как О частично разрушил блокаду в своем Доме, а у X поставлена 5-лунктовая блокада, X надеется увлечь О, а затем внезапно атаковать два его незащи­щенных блота. Если X сможет побить эти два блота и закрыть свою доску для О, X существенно увеличит шансы на выигрыш гэммона (четыре очка, поскольку ставку уже удвоили один раз).

Конечно же, эта альтернативная стратегия не лишена риска. О мог бы вывести фишки с помощью дубля 5-5 и выиграть гонку, или же X мог бы столкнуться с про­блемами при побитии О и закрытии своей доски после одной выброшенной 5. В любом случае X мог бы поставить под угрозу свою потенциальную победу из-за дополнительного шанса на гэммон. Эксперт оценил бы чистую прибыль как стоящую риска, но мы продолжим игру, используя более безопасный путь, указанный ранее.


О (6-3) ходит 21/24, Ø.

X ходит 8/3, 8/4. X хочет безопасно провести фишки в свой Дом. Принципы, позволяющие безобидно ввести фишки в свой Дом, если противник владеет пунктом в этом Доме в основном точно такие же, как и принципы снятия фишек с доски.

1. Освобождайте свои пункты по порядку, начиная с самых дальних от Дома, стараясь при этом не оставлять пробелов.

2. По возможности не переводите свои свободные фишки во внутренние пункты.

3. По возможности не оставляйте свою самую дальнюю от дома фишку в оди­ночестве.

Альтернативный ход мог бы быть следующим: 6/1, 7/3, что сохранило бы полную блокаду X в течение еще одного броска.

 
 

Этот ход ве­дет к по­тен­ци­аль­но опас­ной по­зи­ции. Пе­ре­вод сво­бод­ных фи­шек во внут­рен­ний пункт 3 и ос­тав­лен­ная сво­бод­ная фиш­ка в пунк­те 7 яв­ля­ют­ся по­­те­н­­­ц­­иал­ьным ис­точ­ни­ком не­при­ят­но­стей. Ком­би­на­ции 6-1, 6-3, 6-4 и 6-5, на­­пр­и­­мер, вы­ну­дят вас ос­та­вить фиш­ку не­за­щи­щен­ной. Да­же на та­кой позд­ней ста­дии иг­ры не­об­хо­ди­мо ак­ку­рат­но пе­ре­ме­щать фиш­ки и из­бе­гать слу­чай­ных не­вер­ных хо­дов.

О (5-2) хо­дит 21/23, Ø.

X (6-4) хо­дит 7/1, 7/3.

О (6-2) хо­дит од­ной фиш­кой 2/10, вы­во­дя ее из бло­ка­ды X. Да­же ес­ли О вы­ве­дет свою вто­рую даль­нюю фиш­ку, он все рав­но от­ста­нет от сво­его про­тив­ни­ка в этой гон­ке.

X (2-1) хо­дит 4/2*, 3/2. Это еще од­на по­зи­ция, ко­то­рая так­же долж­на ра­зыг­ры­вать­­ся ос­то­рож­но. Да­вай­те рас­смот­рим аль­тер­на­тив­ные хо­ды.

Во-пер­вых, X мог бы сыг­рать 7/5, 7/6, как мы ви­дим на диа­грам­ме «Аль­тер­­н­ати­вный ход №1».

Этот ход при под­го­тов­ке фи­шек к сня­тию с дос­ки мог бы обес­пе­чить X ли­ди­ру­­ющую по­зи­цию (хо­тя удач­ное вы­бра­сы­ва­ние дуб­ля 6-6 уве­ло бы О да­ле­ко впе­ред).

Вто­рой аль­тер­на­тив­ный ход – это 4/2*/1 – по­зво­ля­ет по­бить фиш­ку про­тив­­н­ика и за­крыть пункт 1, не ос­тав­ляя бло­та.

Из всех этих ва­ри­ан­тов наи­бо­лее вы­год­ным яв­ля­ет­ся 4/2*, 3/2. Та­кой ход да­ет О ми­ни­маль­ные шан­сы на по­бе­ду, не­смот­ря на то что в пунк­те 1 ос­та­ет­ся блот. X вновь вос­ста­нав­ли­ва­ет пол­ную 6-пунк­то­вую бло­ка­ду (от пунк­та 2 до пунк­та 7) и, сле­до­ва­тель­но, мо­жет не бо­ять­ся по­би­тия фиш­ки в пунк­те 1.

Клю­че­вая идея здесь за­клю­ча­ет­ся в том, что да­же ес­ли О вве­дет свою фиш­ку в пункт 1, она не смо­жет уй­ти из бло­ка­ды, по­это­му X вне опас­но­сти. В дей­ст­ви­­тел­ьн­ости же, ес­ли X по­зво­лит О вой­ти в пункт 1, а у X поя­вит­ся шанс сно­ва про­­ве­сти фиш­ку по дос­ке и по­бить блот О в пунк­те 10, это даст X оп­ре­де­лен­ное пре­­им­ущ­ес­тво. По­доб­ная се­рия хо­дов пре­дос­та­вит X хо­ро­шие шан­сы на гэм­мон.

О (5-5) Ø.

X (6-2) хо­дит 7/1, 7/5. Дом X за­крыт для О, и X про­дол­жа­ет вы­бра­сы­вать кос­ти.

X (6-1) хо­дит 6/off, 5/4. Пом­ни­те: ко­гда вы сни­мае­те фиш­ки с дос­ки при со­про­тив­­л­ении про­тив­ни­ка (со­про­тив­ле­ние в дан­ном слу­чае – это блот О, тая­щий­ся на ба­ре), вы сни­мае­те их не мак­си­маль­но бы­ст­ро, а пре­дель­но безо­пас­но. Ход X ос­­та­вл­яет его в по­зи­ции, в ко­то­рой ни од­на вы­бро­шен­ная ком­би­на­ция не вы­ну­дит его ос­та­вить воз­мож­ность для шо­та.

Ес­ли бы X сде­лал бес­печ­ный ход 6/off, 3/2, он мог бы ос­тать­ся с оди­ноч­ной фиш­кой в пра­вой час­ти сво­его До­ма.

Этот ход мог бы не­сти в се­бе по­тен­ци­аль­ную опас­ность, по­сле­дую­щая ком­би­­н­ация 5-5 или 6-6 вы­ну­ди­ла бы его ос­та­вить воз­мож­ность для шо­та.

X (5-5) хо­дит 6/1(2), 5/off(2). Бла­го­да­ря то­му, что по­след­ний свой ход X сде­лал край­не ос­то­рож­но, он мо­жет безо­пас­но сыг­рать ком­би­на­цию 5-5. Уча­ст­ник, ко­то­рый ис­поль­зо­вал аль­тер­на­тив­ный ход в бро­ске 18 и был по­бит по­сле то­го, как ос­та­­вил блот в бро­ске 19, не вы­зы­ва­ет со­чув­ст­вия. Та­кой иг­рок мог бы оп­ла­ки­вать свою судь­бу и жа­ло­вать­ся на жизнь, но мы по­ни­ма­ем, что он мог лег­ко из­бе­жать этой ошиб­ки.

Ино­гда, да­же при ис­поль­зо­ва­нии наи­луч­шей тех­ни­ки сня­тия фи­шек, вы мо­же­те по­­те­рпеть по­ра­же­ние в иг­ре вслед­ст­вие не­удач­ной се­рии бро­сков, вы­ну­ж­даю­щей ос­та­­вить воз­мож­ность для шо­та, ко­то­рой ваш про­тив­ник с ра­до­стью вос­поль­зу­ет­ся. Имен­но ве­ро­ят­ность ка­та­ст­ро­фы в ка­жу­щих­ся вы­иг­рыш­ны­ми по­зи­ци­ях де­ла­ет нар­ды столь за­­хв­ат­ыва­ющей и азарт­ной иг­рой. Ес­ли вы бу­де­те сле­до­вать пра­ви­лам сня­тия фи­шек с дос­ки, пе­чаль­ных ис­то­рий по­ра­же­ния в ва­шем ба­га­же бу­дет на­мно­го мень­ше.

О хо­дит бар/18, 10/16. Бла­го­да­ря это­му бро­ску шан­сы О на про­иг­рыш гэм­мона сво­дят­ся к ну­лю. На этом эта­пе мы пре­кра­ща­ем иг­ру, по­сколь­ку ее ко­нец – про­стое сня­тие фи­шек с дос­ки, а X одер­жит по­бе­ду с лег­ко­стью. По­сколь­ку X ра­нее уд­во­ил став­ку в иг­ре, то он дол­жен вы­иг­рать два оч­ка.


Крат­кий об­зор: «Иг­ра III. Бло­ки­рую­щая иг­ра»

1. Од­на из ос­нов­ных це­лей иг­ры в нар­ды – за­бло­ки­ро­вать про­дви­же­ние ва­­ш­его про­тив­ни­ка и, что са­мое важ­ное, пой­мать в ло­вуш­ку его даль­ние фиш­ки. Обыч­но это де­ла­ет­ся пу­тем соз­да­ния ря­да за­кры­тых пунк­тов, ко­то­рый на­зы­­в­ае­тся бло­ка­дой. Чем боль­ше пунк­тов под­ряд вы за­крое­те, тем слож­нее бу­дет ва­ше­му про­тив­ни­ку ми­но­вать это пре­пят­ст­вие. Обой­ти 5-пунк­то­вую бло­ка­ду край­не слож­но, осо­бен­но ес­ли про­тив­ник на­хо­дит­ся не пря­мо пе­ред ней (на гра­ни­це бло­ка­ды). В идеа­ле вы долж­ны соз­дать 6-пунк­то­вую бло­ка­ду, т.е. пол­ную бло­ка­ду. В этом слу­чае обой­ти ее не­воз­мож­но: лю­бая фиш­ка, на­хо­­д­яща­яся в ло­вуш­ке по­за­ди пол­ной бло­ка­ды, долж­на ожи­дать, по­ка вла­де­­лец этой бло­ка­ды не раз­ру­шит ее сам.

Цен­ность пол­ной бло­ка­ды под­чер­ки­ва­ет­ся тем фак­том, что иг­рок, об­ла­даю­щий нею, мо­жет по­зво­лить сво­ему про­тив­ни­ку по­бить не­ко­то­рые из ос­тав­ших­ся фи­шек или да­же за­крыть дос­ку, не ста­вя под уг­ро­зу свою по­бе­ду. (Ес­ли вам не­яс­на эта при­­ч­ина, про­чи­тай­те еще раз иг­ру III, что­бы по­нять эту важ­ную кон­цеп­цию.)

2. Час­то един­ст­вен­ный спо­соб раз­ру­шить бло­ка­ду, ко­то­рая не по­зво­ля­ет дви­­гат­ься ва­шим фиш­кам, – это соз­дать соб­ст­вен­ную бло­ка­ду, что­бы за­ма­нить про­тив­ни­ка в ло­вуш­ку. Смысл за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы за­ста­вить со­пер­ни­­ка раз­ру­шить свою бло­ка­ду пер­вым.

3. В слу­чае, ес­ли вы за­кры­ли все пунк­ты в сво­ем До­ме, но, к не­сча­стью, вы­­н­у­жд­ены раз­ру­шить бло­ка­ду, вы долж­ны ос­во­бо­ж­дать пунк­ты, на­чи­ная с са­мых от­да­лен­ных.

4. Ес­ли вы имее­те по­дав­ляю­щее пре­иму­ще­ст­во в гон­ке и про­сто хо­ти­те безо­­па­сно вве­сти фиш­ки в свой Дом, вы долж­ны вво­дить фиш­ки в свой Дом и сни­мать их с дос­ки мак­си­маль­но ос­то­рож­но. Вам сле­ду­ет со­хра­нять бди­тель­­ность да­же в вы­иг­рыш­ных по­зи­ци­ях, что­бы из­бе­жать не­при­ят­ных сюр­при­зов и не­ожи­дан­но­стей.

Прин­ци­пы, по­зво­ляю­щие ус­пеш­но вве­сти фиш­ки в свой Дом, в ос­нов­ном сход­ны с прин­ци­па­ми сня­тия фи­шек с дос­ки.

A. Ос­во­бо­ж­дай­те свои пунк­ты по по­ряд­ку, на­чи­ная с наи­бо­лее уда­лен­но­го от До­ма, для то­го что­бы из­бе­жать про­бе­лов.

B. Ес­ли это воз­мож­но, не вво­ди­те сво­бод­ные фиш­ки во внут­рен­ние пунк­ты До­ма.

C. Ес­ли это воз­мож­но, не ос­тав­ляй­те в са­мом даль­нем от До­ма пунк­те од­ну сво­­бо­дную фиш­ку. Пы­тай­тесь ос­тав­лять в та­ких пунк­тах чет­ное ко­ли­че­ст­во фи­шек.

5. Да­же ес­ли иг­ра без­на­деж­на, не усу­губ­ляй­те свое по­ра­же­ние воз­мож­ным гэммо­ном. И, на­обо­рот, в по­зи­ци­ях, где вы поч­ти на­вер­ня­ка мо­же­те вы­иг­рать, вы долж­ны ис­кать спо­со­бы уве­ли­чить свой вы­иг­рыш с по­мо­щью гэм­мо­на.


ГЛА­ВА 9

ИГ­РА IV. АТА­КУЮ­ЩАЯ ИГ­РА

По­след­ний при­мер иг­ры в раз­де­ле I де­мон­ст­ри­ру­ет еще один план вы­иг­ры­ша – ата­ку. Не­ко­то­рые пар­тии иг­ры в нар­ды длят­ся дол­го, за­тя­ги­ва­ясь вслед­ст­вие по­­з­иц­ио­нной борь­бы, дру­гие – как, на­при­мер, эта иг­ра – мо­гут быть сыг­ра­ны бы­­с­тро бла­го­да­ря се­рии рез­ких уда­ров.

По окон­ча­нии дан­ной иг­ры вам сле­ду­ет по­вто­рить ос­нов­ные ме­то­ды, ко­то­рые по­­зв­ол­яют одер­жать по­бе­ду во всех че­ты­рех пред­став­лен­ных иг­рах (стре­ми­тель­ной, удер­жи­ваю­щей, бло­ки­рую­щей и ата­кую­щей). Иметь один за­ра­нее под­го­тов­лен­ный план иг­ры – это в кор­не не­вер­ная стра­те­гия, вы долж­ны быть гиб­ки­ми и вы­би­рать тот план, ко­то­рый в боль­шей сте­пе­ни под­хо­дит для кон­крет­но сло­жив­шей­ся по­зи­­ции. Зна­ние всех че­ты­рех ос­нов­ных стра­те­гий при­дет к вам с опы­том. В раз­­д­елах II и III мы бо­лее де­таль­но рас­смат­ри­ва­ем кри­те­рии раз­ра­бот­ки со­от­вет­ст­ву­­ющ­его пла­на иг­ры и так­ти­че­ские сред­ст­ва для его во­пло­ще­ния.

Эта иг­ра яв­ля­ет­ся при­ме­ром осо­бых про­грес­сив­ных так­ти­че­ских хо­дов, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют, что да­же в по­зи­ци­ях, впол­не обыч­ных и не­слож­ных, вы долж­ны быть на­сто­ро­же, что­бы де­лать мак­си­маль­но удач­ные хо­ды. За­по­ми­нать все эти хо­ды на этот раз не нуж­но: поз­же, в со­от­вет­ст­вую­щей гла­ве, мы пол­но­стью объ­яс­ним прин­­ц­ипы, при­ме­няе­мые для ка­ж­до­го ва­ри­ан­та раз­ви­тия иг­ры.

О (5-2) хо­дит 12/17, 12/14.

X (4-4) хо­дит 24/20(2), 13/9(2). Ком­би­на­ция 4-4 по­зво­ля­ет вам сде­лать ход, ко­то­­рый счи­та­ет­ся са­мым силь­ным из де­бют­ных хо­дов: вы за­кры­вае­те пункт 5 сво­его про­тив­ни­ка (ваш пункт 20). Это един­ст­вен­ный наи­бо­лее важ­ный пункт, ко­то­рый вы долж­ны кон­тро­ли­ро­вать в се­ре­ди­не иг­ры.

О (4-2) хо­дит 1/5, 12/14. Ес­ли ваш со­пер­ник вла­де­ет пунк­том в ва­шем До­ме, наи­бо­­лее эф­фек­тив­ный пункт для его бло­ки­ро­ва­ния на­хо­дит­ся на рас­стоя­нии шес­ти пунк­тов пе­ред ним (рас­стоя­ние в пять пунк­тов так­же под­хо­дит). Так как X пре­ус­пел в за­кры­тии пунк­та 20, О про­ду­ман­но за­кры­ва­ет пункт 14 с по­мо­щью хо­да 12/14. Ана­ло­гич­но, как ес­ли бы X за­крыл пункт 22, О дол­жен был бы за­крыть пункт 16, что­бы эф­фек­тив­но бло­ки­ро­вать сво­его про­тив­ни­ка.

По­сколь­ку X за­крыл цен­ный пункт 20, О, ес­те­ст­вен­но, хо­чет урав­нять свою по­­з­ицию, за­крыв пункт 5. По­это­му О де­лит свои даль­ние фиш­ки и на­прав­ля­ет од­ну из них в пункт 5, на­де­ясь за­крыть его в сле­дую­щем бро­ске. Обыч­но ста­вить не­­з­ащ­ище­нную фиш­ку в пункт 4 или 5 про­тив­ни­ка, ко­гда тот име­ет сво­бод­ные фиш­ки, ко­то­рые мо­гут лег­ко дос­тичь этих пунк­тов, весь­ма рис­ко­ван­но.

X (3-1) хо­дит 8/5*, 6/5. Этот пре­вос­ход­ный бро­сок по­зво­ля­ет за­крыть важ­ный для X пункт 5 и по­бить блот О. Те­перь X кон­тро­ли­ру­ет свой пункт 5 и пункт 5, при­­на­дл­еж­ащий О, у X есть хо­ро­шее на­ча­ло для соз­да­ния бло­ки­рую­щей по­зи­ции, по­сколь­ку он кон­тро­ли­ру­ет пунк­ты 5, 6, 8 и 9.

О(4-2)хо­дит бар/4, 19/21. И сно­ва О вы­би­ра­ет бо­лее опас­ную ли­нию иг­ры, вво­дя свою по­би­тую фиш­ку в пункт 4, а не в пункт 2.

О осоз­на­ет, что для не­го иг­ра идет не в луч­шую сто­ро­ну, и его ход бар/4 яв­­л­яе­тся рис­ко­ван­ным ме­ро­прия­ти­ем, ко­то­рое од­на­ко все же мо­жет улуч­шить его по­­з­ицию. Он на­де­ет­ся соз­дать за­кры­тый пункт в пунк­те 4 в по­сле­дую­щем бро­ске и соз­дать пе­ре­до­вой якор­ный пункт в До­ме X.

Од­но­вре­мен­но О ста­вит слот (slot, т.е. од­ну фиш­ку в пунк­те, ко­то­рый он хо­чет за­крыть в сле­дую­щем бро­ске) в пункт 21 – ход 19/21. Он стре­мит­ся мак­си­маль­­но бы­ст­ро за­крыть свой Дом, что­бы соз­дать уг­ро­зу для X.

Од­на­ко X не име­ет ни ма­лей­ше­го же­ла­ния по­зво­лить О урав­нять шан­сы в иг­ре. Он ре­ша­ет вос­поль­зо­вать­ся сво­им пре­иму­ще­ст­вом.

X уд­ваи­ва­ет став­ку! Это уд­вое­ние де­мон­ст­ри­ру­ет ог­ром­ное не­по­сто­ян­ст­во иг­ры. Мно­гие пар­тии иг­ры в нар­ды тре­бу­ют вну­ши­тель­но­го ко­ли­че­ст­ва хо­дов, ино­гда да­же иг­ро­ки до­хо­дят до фи­на­ла иг­ры и сня­тия фи­шек с дос­ки, пре­ж­де чем один из них по­лу­ча­ет дос­та­точ­ное пре­иму­ще­ст­во для то­го, что­бы уд­во­ить став­ку. Ино­гда в иг­рах, в ча­ст­но­сти в дан­ной, од­на из сто­рон име­ет воз­мож­ность уд­во­ить став­ку уже по­сле трех хо­дов.

О при­ни­ма­ет пред­ло­же­ние. Хо­тя мы по­ни­ма­ем, что все­го по­сле трех хо­дов О не ре­ша­ет­ся от­кло­нить пред­ло­же­ние уд­вое­ния ста­вок (и по­те­рять од­но оч­ко), опыт­ный иг­рок по­счи­тал бы эту по­зи­цию край­не опас­ной для О. Фиш­кам О уг­ро­жа­ет мощ­ная ата­ка, и, ес­ли эта ата­ка бу­дет ус­пеш­ной, он по­па­дет в си­туа­цию гэм­мона. Сле­до­ва­тель­но, при­ни­мая уд­вое­ние ста­вок, О в кон­це кон­цов рис­ку­ет про­иг­рать не од­но до­пол­ни­тель­ное оч­ко, а три, по­сколь­ку, про­иг­рав гэм­мон, он по­те­ря­ет че­ты­ре оч­ка.

X (3-2) хо­дит 6/4*/1*. X на­чи­на­ет свою ата­ку! В обыч­ных об­стоя­тель­ст­вах X не стал бы бить про­тив­ни­ка в сво­ем До­ме, ис­поль­зуя блот, так как он мог бы по­те­рять ско­рость в гон­ке, ес­ли бы его фиш­ку по­би­ли. Од­на­ко в дан­ном слу­чае (как и в боль­шин­ст­ве опе­ре­жаю­щих игр) по­те­ря или при­об­ре­те­ние пунк­тов не яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ляю­щим фак­то­ром.

X мо­жет по­зво­лить сво­ему про­тив­ни­ку сде­лать воз­врат­ный шот, по­сколь­ку X име­ет безо­пас­ный якор­ный пункт в пунк­те 20. Об­ла­да­ние этим «зо­ло­тым пунк­том» (т.е. пунк­том 5 про­тив­ни­ка) обес­пе­чи­ва­ет X прак­ти­че­ски пол­ную безо­пас­­ность, и да­же по­сле са­мых не­удач­ных бро­сков X поч­ти на­вер­ня­ка бу­дет иметь кон­­к­уре­нт­осп­осо­бную и, ве­ро­ят­но, бла­го­при­ят­ную для не­го по­зи­цию.

При­чи­на, по ко­то­рой X так ра­но уд­во­ил став­ку (и по ко­то­рой О дол­жен был спа­­с­овать), ста­но­вит­ся все бо­лее по­нят­ной. Ес­ли X пре­ус­пе­ет в сво­ей ата­ке, он вы­­и­гр­ает гэм­мон у О. Да­же в том слу­чае, ес­ли ата­ка X не при­не­сет ему ус­пех не­­ме­дле­нно, про­стое об­ла­да­ние «зо­ло­тым пунк­том» га­ран­ти­ру­ет X по мень­шей ме­ре по­ло­же­ние, рав­но­знач­ное по­ло­же­нию его про­тив­ни­ка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: