Тема: Методика подготовки и проведения семинарских и практических занятий

План:

1. Семинарские занятия: цели, возможности, подготовка;

2. Практические занятия;

3. Лабораторные занятия: опыты и демонстрации.

Вопрос

Семинарские занятия проводились еще в римских школах как сочетание диспута, сообщений учеников и комментариев преподавателя. В современной средней и высшей школах широко распределяется как своеобразное практическое занятие. Это одна из активных форм обучения в ВУЗе.

Цели семинара:

1. Углубление изученного теоретического материала;

2. Формирование навыка самостоятельной переработки научных текстов, обобщение материала, развитие критического мышления студентов;

3. Развитие самостоятельности в освоении знаний, творческих способностей и инициативности;

4. Формирование у студентов навыка публичного выступления, способности рассуждать перед аудиторией и защищать собственную точку зрения.

В практике современного обучения используют следующие виды семинара: семинар – конференция (студенты выступают с докладами. которые сразу же обсуждается всеми участниками группы под руководством преподавателя; в профессиональном обучении семинар лучше строить в русле избранной студентами профессии, тогда теоретические сведения из обсуждения войдут в их профессиональный арсенал); семинар – дискуссия (проблемный семинар; упор делается в ходе научной дискуссии на инициативность студентов в поиске материалов и участие их в дискуссии; очень важно чтобы источников информации для докладов и обсуждений было как можно больше, чтобы в дискуссии были представлены различные точки зрения на проблему; организатор - преподаватель); вопросно-ответная форма используется для обобщения уже пройденного материала. Процедура проверки прости: преподаватель задает вопрос, желающие отвечают, преподаватель комментирует, контроль преподавателя за результатом обязателен. Развернутая беседа по плану: беседа используется при освоении особо трудного материала. Инициатор беседы преподаватель, студенты выступают с подготовленными сообщениями или высказывают собственное мнение, при этом обязательно следя по плану. Обсуждение фильмов, опытов, экспериментов, оформление текстового материала в таблицы и схемы.Учебно-ролевые игры. Для их проведения всегда заранее определяются вопросы для обсуждения (3 - 4) и критерии оценки выступающих. Группа разбивается на микрогруппы (в зависимости от характера материала), в них распределяются роли организаторов, докладчиков, содокладчиков (практика), критика или оппонента и оформителя. преподаватель или жюри из студентов по объявленным заранее критериям оценивают параметры выступления. Основное внимание – качеству информации, научности, значимости, доступности, занимательности.

Возможности семинара в обучении значительно выше, чем лекции, ведь на семинаре 1. Происходит снятие психологических барьеров у студентов, пропадает стеснительность, неловкость, неуверенность при общении с преподавателем; 2. Студенты становятся более активными, они закрепляют на семинаре знания, учатся доносить мысль до слушателя, навыки дискуссии, публичного выступления, общения, лучше запоминается материал; 3. Преподаватель имеет возможность детальнее и глубже донести учебный материал и пополнить его полной информации; 4. На семинаре преподаватель получает возможность лучше узнать студентов, их типичные ошибки, свои собственные недочеты, а это позволит ему своевременно вносить изменения в читаемый курс, корректировать и улучшать ситуацию общения.

Подготовка преподавателя к семинару происходит в такой последовательности: сначала он просматривает учебную и методическую литературу по теме, формулирует название темы семинара соответственно цели и характера информации. После этого составляется план с вопросами для обсуждения, а список литературы для ответов на эти вопросы дается обязательно с указанием страниц. Литературу к семинару отбирают с учетом ее новизны (как правило лучше новые издания), объема, сложности текста, доступности для понимания и доступности в поиске. Многие педагоги используют с этой целью хрестоматии, статьи и специально разработанные методические пособия.

Преподаватель обязан сообщить студентам критерии оценивания их выступления и указание временного показателя. Преподавателю желательно готовить заранее вопросы для контроля и проверки усвоения учебного материала студентами и порции дополнительного материала, которые может оказаться новым. Кроме того по каждому вопросу плана учитель заранее готовит резюме, кратко формулируется одной – двух фразах информация для записи в тетрадях.

План и методические рекомендации по подготовке семинара предоставляется студентам заранее.

Методически грамотным будет после семинара проведение анализа его эффективности для предупреждения ошибок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: