Лабораторные занятия необходимое звено учебного процесса в ВУЗе; по психологии это, как правило, одна из форм обучения по курсам общей и экспериментальной отраслей.
Цель лабораторного занятия – обучить исследовательскому подходу в изучении психологии как науки. Именно здесь студент знакомится с основами эксперимента, наблюдения, использует другие методы исследования; ему прививают профессиональный интерес к экспериментальной работе – он приобретает первые навыки проведения опытов и обработки ряда классических методик. Понятно, что это способствует усвоению более глубоких материалов науки.
Существует 2 вида лабораторных занятий:
1. Занятия в специальных лабораторных условиях с использованием технической аппаратуры и оборудования;
2. Лабораторные занятия проводятся в общих аудиториях.
Разработку лабораторных занятий осуществляет сам преподаватель, обращается при этом к известным пособиям Б. М. Сосновского и под редакцией преподавателей МГУ – это лабораторные практикумы по общей психологии или практикумы по экспериментальной психологии.
На лабораторных занятиях студентам предоставляется возможность пройти диагностическое обследование с помощью множества аппаратурных методик (например, познакомится с работой детектора лжи).
Успешное знакомство с экспериментом возможно при ознакомлении студентов с определенными правилами; с их ознакомлением:
1. Предварительно, тщательно ознакомится с необходимыми вопросами теории, с уже имеющимися в науке результатами, с методикой предстоящего эксперимента, с техническим оборудованием для него и с аппаратом математической обработки полученных данных;
2. В связи со строгим лимитом времени лабораторно-практических занятий студенты обязаны знать и четко выполнять рабочие обязанности экспериментатора, ассистента, испытуемого, наблюдателя;
3. При оформлении и анализе лабораторных работ по специальным требованиям следует обратить особое внимание на формулировки и аргументацию выводов по результатам. Именно эти описания результатов, четкость формулировок выводов и должны учитывать при зачете лабораторных.
В обычной аудитории проводят только те лабораторные, которые не требуют специального оборудования; как правило это работы с диагностическими тестами для которых достаточно наличия текстовых заданий, инструкций, бланков ответов.
Именно лабораторно – практические занятия отрабатывают навык постановки диагноза, обработки индивидуальных и групповых результатов, их интерпретация.
Задачи преподавателя – обеспечить понимание студентами каждого из этапов эмпирического исследования, проконтролировать уровень усвоения этих позиций в конце. Такой контроль осуществим только при небольшом количестве студентов в группе, поэтому для лабораторно-практический занятий группа делится на подгруппы (пополам).
На аудиторных лабораторных занятиях обычно выполняют и самые разные упражнения для выработки профессиональных навыков консультирования, делового взаимодействия, психотерапии: это может быть работа в парах, техника пустой стул, групповой портрет и др., известные в психотерапии приемы (подобно упражнениям на тренинге).
На лабораторных занятиях целесообразно организовывать демонстрацию и опыты с последующим обсуждением и выводами.
Демонстрация – это показ преподавателем фрагментов экспериментов, иллюстрации некоторых психологических закономерностей или связей между психическими явлениями. Обычно к демонстрациям относят подобного рода показы: иллюзии восприятия, фрагменты учебного фильма, театрализацию как демонстрацию, ситуации, в которых бы проявлялись закономерности психики.
Опыт предполагает выполнение определенных действий со студентами с целью убедиться в достоверности психического явления: например, это может быть опыт по установлению различий между ощущением и восприятием. Опыт игра, разыгрывание ситуаций: преподаватель дает краткое описание ситуаций, которую студент должен разыграть, задаются вопросы, ответ, на который да или нет. Чем меньше вопрос и точнее учебная ситуация, тем быстрее находится победитель игры.