Заключение. В заключении хочу предложить Вашему вниманию коментарий Е.С

В заключении хочу предложить Вашему вниманию коментарий Е.С. Сатсварупы Махараджа к одному из стихов Нити-шастры Чанакьи Пандита, который дает очень хорошо почувствовать, что такое культура в понимании преданного.

«Даже рожденные в аристократических семьях и наделенные молодостью и красотой не выглядят привлекательно, если они лишены знания, подобно тому, как прекрасные цветы дерева кимшука не привлекают, ибо лишены аромата»

– Чанакья Пандит

Комментарий.

Нити-шастры часто говорят о важности образования. Поэтому мы можем спросить: "Что следует понимать под 'образованием'?" Шрила прабхупада объяснял разницу между культурой и образованием Доктору Пателю и преданным, сопровождавшим его во время утренней прогулки в Бомбее:

Прабхупада: Как, например, Чанакья Пандита говорит: матриват парадарешу. Это и есть культура, видеть каждую женщину как мать... Современное понимание образование – чушь, выучить "АБВГ". Это не образоание. Без культуры, какой смысл в образовании?

Др. Патель: Такимо образом основой для всего этого является культура.

Прабхупада: Да. Образование требуется, чтобы помочь культуре. А не то, что вы получаете степени в университете и остаетесь собакой. Это не образование. Образование – это, как говорит Чанакья Пандита, матриват пара-дарешу... Вот описание пандита: прежде всего, научиться видеть других женщин как своих матерей. Здесь начинается культура. А они, с самого начала школьной и институтской жизни, учатся привлекать девушек. Это образование.

Воистину образованный человек подает пример своим поведением. Его знание не просто теоретическое. Даже познания в Ведической литературе могут не сделать человека культурным, если он в действительности не следует тенетам брахманической культуры, которая начинается с контроля чувств, чистоты, аскетизма, религиозности и т.д.

Хорошие качества должны сопровождаться трансцендентным знанием, воплощенным в жизнь. Господь Кришна подавал этому пример в Своих играх. " Шри означает красота. Он так прекрасен. Поэтому Его зовут Кришна. Поскольку Он так красив, Он привлекает каждого. Никто не может быть прекраснее Кришны. Аишварйасйа йашасах шрийах, и гьяна. Он не только прекрасен... например цветок может выглядеть очень красивым, но если он не обладает приятным запахом или ароматом, он бесполезен. Потому Кришна не только красив, но Он еще и самый мудрый. Он поведал Бхагавад-гиту. Поведал пять тысяч лет назад. Он поведал, и до сих пор крупнейшие ученые, религиозные деятели и философы изучают ее. Это называется гьяна. "

Прабхупада осознавал, что его Западные преданные не имеют никакого культурного воспитания. Он вдохновлял своих главных менеджеров GBC ездить в Индию, чтобы научиться культуре. Я помню, как мы обсуждали в то время с одним из моих духовных братьев. Мы оба очень высоко ценили, что существует вешь, называемая "культурой". То, что представляется как культура на Западе, относится скорее к искусству и музыке, нежеле чем к моральным стандартам и этикету. Мы осозновали, что до сих пор еще не усвоили это. Несмотря на все свои тяжкие усилия, свое распространение книг и управление храмами, мы так и не научились в полной мере тому, что Прабхупада (и Чанакья) описывал как культуру.

Иногда преданные думают, есть ли вообще какой-либо смысл отправляться в Индию, чтобы научиться культуре. Они говорят, что сейчас Индия духовно мертва, и что Ведической культуры больше нет. Прабхупада отвечал на это, сравнивая Индию со слоном. Даже если слон мертв, его бивни и шкура все равно что-то стоят. В отношении культуры, духовно мертвая Индия все равно лучше, чем Запад. Конечно мы не станем культурными, приехав в Индию и общаясь с такси- валлами. Индию одолевают гуны природы и влияние Кали-юги. Однако культуру все-таки можно найти во Вриндаване, в том, как люди себя ведут, и практически в каждой Индийской семье, где ценят благочестие.

Мы также можем научиться культуре, читая и усваивая, то, чему учил нас Шрила Прабхупада. Шримад-Бхагаватам и другие Ведические произведения полны культуры. Читая мы сможем узнать о кшатрийском кодексе и брахманическом терпении, и мы можем научиться практиковать Ведический этикет. Иногда может оказываться, что мы практикуем лишь внешние слои ведической культуры, но настоящщая Ведическая культура – это созание Кришны, и процесс, благодаря которому сердце смягчается, улучшается, и возвышается до уровня достойного человека. Это не внешняя вещь.

Прабхупада определял культуру как матриват пара-дарешу – видеть каждую женщину кроме своей жены, как мать. Культурный человек также обладает и другими качествами Например, культурный человек отвергает насилие. Прабупада ценил, когда его ученики, увидев на столе муравьев, не убивали их, а осторожно смахивали. Прабхупада говорил: "Раньше вы бы убили их. Теперь вы очистились."

Другое качество: чистота во всех аспектах жизни – этому необходимо научиться или в детстве, или впоследствии, когда мы присоединяемся к движению сознания Кришны. Поклонение Божествам – это тоже культура. Поклонение Божествам совершенно непостижимо для непреданного. Он видит это как идолопоклонничество, но это практика, которая культивирует духовность. Она также культивирует такие качества как чистота тела и ума, пунктуальность и бескорыстие. Почитание Ваишнавов – это тоже форма культуры. Почитание гуру на Западе не известно, но оно играет огромное значение в жизни Ваишнава.

Если обратиться к уровню преданных ИСККОН, мы осознаем, что теперь мы принимаем многие из этих элементов культуры как само собой разумеющееся. По милости Прабхупады мы усвоили многие из этих компонентов. Быть культурным означает оставить чувственные наслаждения во имя подношения всего Кришне.

Другой способ научиться культуре – это изучать, как Шрила Прабхупада общался с нами. Все, что делал Шрила Прабхупада было культурным, даже то, как он пил воду. Прабухпада был таким аристократом и джентельменом. Он почтительно относился к пожилым людям, даже если они были непреданными. Он почтительно относился к родителям преданных. Он оказывал почтение людям, занимающим высокое положение. Он не принимал ничего для себя, а жил как нищий странник. Он не пользовался тем, что был гуру богатых учеников. Он был культурным странствующим санньяси, живущим под заботой своих учеников. В ответ он давал им сознание Кришны.

Окончательной культурой является трансцендентное знание, и способность всегда оставаться погруженным в сознание Кришны, Прабхупада вдохновлял своих учеников помочь людям обрести эту культуру, при помощи "культурного оружия", в качестве средства завоевания. Под этим он понимал искусство и литературу, и различные прекрасные способы представлять сознание Кришны. Он даже хотел взять то, что считается культурой на Западе, и использовать это в служении Кришне.

Развитие Ваишнавских взаимоотошений – это часть культуры. Мы видим примеры преданных, по внешней видимости преступающих правила культуры, в таких книгах как Чаитанья-чаритамрита. Эти преданные находятся на уровне спонтанной преданности. Когда преданные Господа Чаитаньи пришли в Джаганнатха Пури, Махараджа Пратапарудра наблюдал за ними с крыши своего дворца. Он заметил, что они не побрили головы, и не пошли сперва в храм, и не постились, о направились прямо к Господу Чаитанье и приняли прасадам из Его рук. Поскольку казалось, что преданые нарушают этикет посещения святого места, Гопинатха Ачарья объясил царю, что преданные находились на спонтанной платформе. Кто будет думать о правилах, когда сам Господь раздает прасадам прямо Собственными руками?

Однако, это не означает, что эти преданные не практиковали культуру. Они соблюдали должный этикет по отношению к женщинам и друг другу в соответствии с уровнем как старших, равных или младших. Они все были пакка-преданными, несмотря на то, что могли отвергнуть правила и предписания и действовать из спонтанной любви к Господу Чаитанье.

Джагадананда Пандита был примером этого. Он принял обет оставаться кшетра-санньяси, и всегда жить в одном месте. Когда Господь Чаитанья покинул Пури, Джагадананда нарушил свой обет и последовал за Господом. Господь Чаитанья выразил свое разочарование, что "ради чувственных наслаждений, чтобы жить вместе со Мной", Джагаднанда нарушил свой обет. Джагадананда ответил: "К чертям все мои обеты."

Веникто не может сказать, что эти преданные не вели себя культурно, о существует более высокий уровень, основанный на том факте, чтовся культура предназначена для того, чтобы вести нас к любви к Богу. Однажды утром Сарвабхаума Бхаттачарья сидел в своей кровати, и в это время пришел Господь Чаитанья и принес ему прасадам. Он еще не вымыл рук и не произнес утренних мантр. Господь Чаитанья остался очень доволен, увидев,как тот нарушил все правила и почтил прасадам. Это не означает, что Сарвабхаума всегда завтракал в кровати, но когда Господь стучится в дверь, кто будет говорить: "Извините, я еще не помыл руки. Не могли бы Вы прийти попозже?"

Что же говорить о нас, простых преданных? Вместе со своей простотой мы можем научиться любить Кришну. Мы можем не знать много шлок и можем быть не так хорошо свеюущи в писаниях, но мы все равно можем познать Кришну. Господь Чаитаноя иногда играл, как будто он не был никаким великим ученым. Когда к Нему обратился гордый Валлабха Ачарья и попросил Его выслушать список имен Кришны, Господь Чаитанья ответил: "Я не принимаю множество различных значений святого имени Кришны. Я знаю лишь, что Господь Кришна Шьямасундара и Яшоданандана. Это все, что Я знаю. Единственное значение святого имени Кришны состоит в том, что Он обладат темно синим цветом, подобно дереву тамала, и что Он сын Матери Яшоды. Поэтому я знаю эти два имени: Шьямасундара и Яшоданандана. Я не понимаю никаких других имен, и у Меня даже нет способностей понять их." Имена Господа Чаитаньи полны расы, и Он указывал на то, что это все, что нужно знать – несколько сладостных имен Кришны, которые мы познали с преданностью. Он также указал на то, что Валлабха Ачарья гордился своим знанием.

Настоящее знание означает служить и любить Кришну. Если простой преданный действительно уловил это, то тогда он очень дорого Кришне. Прабхупада рекомендовал своим ученикам читать его книги, Поскольку в этот век, люди склонны к спорам и атеизму. Мы должны обладать достаточным знанием, чтобы опровергнуть их. Но также он говорил, что если мы не можем понять его книги, если мы не достаточно образованы, чтобы понять философию, то мы можем просто повторять Харе Кришна.

Преданный может быть простым, но он должен повторять Харе Кришна. Иначе, он не практикует сознание Кришны. Даже если мы взглянем на мир, и найдем благочестивый народ, мы увидим, что это благочестие с легкостью падает под натиском Кали. Без благочестия люди, живущие в этих странах, становятся просто глупцами. В невеждах нет ничего привлекательного. Более того, невежество опасно. Для того, чтобы простота или бесхитростность имели смысл, их необходимо связать с сознанием Бога, и это как раз то, что означает воцарить в мире Ведическую культуру.

Задание 16. Что такое «культура» и как ее понимают различные класссы людей?

Задание 17. Каково место ИСККОН в Ведической культуре

Задание 18. Что такое индуизм, и каково его место по отношению к ИСККОН?

Задание 19. Докажите, что ИСККОН подлинным образом представляет Ведическую культуру

Задание 20. Опишите, как, в Вашем понимании, должна на практике проявляться культура в жизни преданного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: