Принципы функционирования монополистической конкуренции. Дифференциация товара

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Дифференциация товара (ДТ) представ собой двуединый процесс, включ. разработку производителем ряда отличит. свойств конкретного изделия, и выделение продукта, этих отличит. свойств, какой-либо фирмы в глазах потребителей от остальных продуктов данного класса. Факторы ДТ делятся на внутренние и внешние. Внутр. факторы отражают свойства товара, комфортность использования. Внешние факторы касаются не содержания, а формы продукта: внешний вид, упаковка, дизайн, условия, сервис. В зависимости от сочетания внутр. и внешних характеристик выделяют 4главных вида ДТ(цена не входит!!): качество продукта, местоположение фирмы, уровни обслуживания клиентов, субъективный имидж (брэнд).

Для измерения дифференциации товара выделяют ряд показателей: 1)по числу товарных марок и номенклатуры выпускаемых товаров одной фирмы: чем больше число товар.марок предлагается потребителю, чем больше товаров выпускается фирмой данной отрасли, тем выше степень продуктовой дифференциации. 2)Доля расходов на рекламу в выручке: чем больше фирма тратит на рекламу, тем более дифференцированным является её продукт по сравнению с аналогичными продуктами конкурентов.3)на основе показателя перекрестной эластичности спроса. Чем выше перекрёстная эластичность спроса по цене, тем более близкими субститутами являются в глазах потребителей разн. товарные марки и тем ниже степень продуктовой дифференциации.

1я концепция деят-сти фирмы на рынке ДТ была предложена Э.Чемберлином. Монополистич. конкуренция - это рыноч. структура, при кот. обладающие рыноч. властью продавцы вследствие произ-ва ДТ. Конкурируют на одном рынке за Vпродаж. Эти рынки объединяют черты как конкуренции (в виде больш. числа покупателей и продавцов), так и монополии (в виде опред. воздействия на цену товара, спрос на продукт кажд. фирмы представляет кривую с отриц.наклоном). Т.е. кажд.фирму в монополист. конкуренции м. р/м. как монополиста, но своего ДТ. (примеры:рынки моющих средств, кондитерских изделий и т.д.). Существующие фирмы имеют главное преимущество перед входящими на рынок-приверженность покупателей, и новым фирмам нужно произвести свой ДТ,и это явл.главным барьером. Спрос на продукт кажд. фирмы представл. кривую с отриц.наклоном, величина наклона индивидуал.кривой спроса зависит от рыноч.власти, порождаемой дифференц. Власть на рынке м. оценить с помощью индекса Ротшильда: R = tgα/tgβ,где α -угол наклона кр. индивидуал. спроса,а β -угол наклона кр. рыноч. спроса. Если фирма не обладает рыноч. властью и её продукция не отличается от конкурентов, то индивидуал. спрос не отличается от совокупного и R=1. Чем больше рыноч. власть фирмы, тем больше индивидуал. спрос отклоняется от рыночного.

В краткосроч. периоде фирма-монополистич. конкурент ведёт себя как монополист своего ДТ, производя по цене, определяемых с помощью т. Курно тиз условия MR=MC. Фирма при этом б.получать монопол. экономич. прибыль, заштрих. область, если. Но ф. не долго б. получать эту прибыль, т.к. сюда придут конкуренты. Сама фирма б. стремиться увеличивать выпуск, завоевывать всё большую рыноч. долю. Это приведёт к увеличению предложения отрасли, сокращению P и сокращ. индивидуал. спроса. В результате, в долгосроч. периоде линии индивидуал. спроса и MR сместятся вниз, рыноч. доля сократится и это приведёт к сокращ. экономич. прибыли. Фирмы получают нормал. прибыль и P=AC. Но в долгосроч. периоде продукция не будет производиться с min издержками. Из-за отриц.наклона линия D касается кр.LAC слева от min LAC. Разницу между выпуском ф., минимизирующим AC и выпуском в долгосроч. периоде р/м. Как избыточную мощность, явл. показателем аллокативной неэффективности. След-но, в состоянии долгосроч. равновесия монополист. конкуренты работают не только с аллокатив. неэффективностью, но и с Х-неэффективностью, что влечёт за собой потребление потребителями меньшего Vдифференцированных благ по более дорогим ценам. Заштрихованная область явл. платой потребителей за разнообразие и приверженность продукции данной фирмы.

Доп.вопрос: может ли у монополии быть убыток? – Да, если издержки выше цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: