Как можно доказать, что красота и эстетика, по крайней мере, в фотографии, как объективная категория – фикция.
Сначала посмотрим, что собственно составляет форму любой фотографии? Воспроизведение визуального потока в плоском изображении. То есть, когда мы смотрим на фотографию, то мы видим, как в жизни, только «немножечко хуже», как бы немного достраивая потерянные детали. И мы видим именно проекцию реального мира, а не отдельные плоские пятна.
Теперь собственно эксперимент. Возьмём какого-то очень хорошего фотографа, которого мы уважаем и любим и пригласим его в нашу жизнь. Такого, чьи работы нам очень нравятся, чьими работами мы восхищаемся. Пусть это будет стрит-фотограф или что-то типа того, то есть тот, кто снимает в жизни, на улице, не в студии и не постановщик. Брессон, Ньютон, Мухин, Петросян, Музалёв, кто угодно. Или придумайте своего. И пусть он ходит всюду с нами и снимает. Сделает ли он хорошие фотографии? Скорее всего, да. Будут ли они нам нравиться? Несомненно. Мы знаем, что этот фотограф плохого не делает.
|
|
Но мы, скорее всего, видя совершенно то же самое в жизни, не обратим на это внимание. Фотограф ходил рядом с нами, он «красоту» увидел, а мы – нет. Точнее, мы увидели красоту, когда она превратилась в картинку, но видя в зрительном поле то же самое, мы её не видели. Красота возникла, когда на неё указали.
Вы можете возразить, что дело в том, что фотография стала плоским изображением. Хорошо, носите с собой видео камеру, снимайте абсолютно всё, и потом просматривайте снятое на плоском экране. Вы скажете, что изображение стало неподвижным. Ладно, постоянно останавливайтесь. Вы скажете про рамку. Так и быть, носите с собой рамку. В конце концов, делайте миллионы снимков, техника сейчас это позволяет. Почему вы в них не будете видеть красоту так, как это увидит и потом покажет гений? А если вы полагаете, что увидите, то чем вы хуже того гения?
Нужна уверенность, что снятое или увиденное действительно хорошо. Когда исчезает мастерство и уникальность (а в фотографии эти два кита, несомненно, превратились в маленьких рыбок), люди вынуждены договариваться, что такое красота. Для этого нужны все выставки, конкурсы, рейтинги. Всё современное искусство – это огромная попытка договориться о красоте. А раз так, то никакой красоты нет. Есть только мнение о ней.
И получается, что чтобы делать художественную фотографии, которая бы нравилась, нужно быть всего лишь убедительным в этом. Нужно убедить других, что она нравится.
(слайд 11)