Тема. Автоматизация звука с в предложениях.
Цели. Закрепление правильного произношения звука с в предложениях; развитие фонематического анализа; уточнение словаря по теме "Мебель", "Части комнаты"; закрепление правильного употребления формы существительного в творительном падеже с предлогом под в структуре предложения.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.
3. Игра "Поезд". На доске макеты трех вагонов красного, желтого и
зеленого цвета, на которых написана буква с справа, в середине, слева, а
также предметные картинки: стол, скакалка, сковорода, кастрюля, под
нос, скамейка, пылесос, галстук, стул.
- Назовите картинки. В названиях картинок звук с произносится в
начале, в середине, в конце слова. Мы будем распределять картинки в три
вагона. В первом вагоне поедут слова, в которых звук с в начале слова. Во
втором вагоне — слова, в которых звук с в середине слова, в третьем —
слова, в которых звук с в конце слова.
|
|
- Итак, отберите картинки, в названиях которых звук с в начале сло
ва, и положите их в первый вагон. (Стол, стул, скакалка, сковорода,
скамейка.}
- Отберите картинки, в названиях которых звук с в середине слова
(доска, кастрюля, галстук), и положите их во второй вагон.
- Отберите картинки, в названиях которых звук с в конце слова, и
положите их в третий вагон (поднос, пылесос).
- Все картинки разместились в вагонах, и поезд поехал. На первой
остановке из вагона выпали слова, в которых после с звук к. Какие же это
слова-картинки? (Скамейка, скакалка, сковорода.)
- Назовите слова, которые остались. (Стол, стул.) Как назвать од
ним словом эти слова? (Мебель.) Какую еще мебель вы знаете?
4. Игра "Найди ошибку".
- Я буду называть предложение без одного слова. А вы меня поправь
те. Скажите, какое слово я пропустила.
- Мяч лежит... столом. Найдите ошибку. Какое слово я пропустила?
(Под.) Как правильно сказать? (Мяч лежит под столом.) Ботинки лежат
... стулом. Найдите ошибку. Какое слово я пропустила? (Под.) Как пра
вильно сказать? (Ботинки лежат под стулом.)
- Какое же слово я пропускала? (Под.) Что обозначает это слово под!
Под столом, под стулом. Мяч под столом — значит где? (Внизу или ввер
ху?) (Внизу.) Правильно. Под значит внизу. Повторите.
- Посмотрите на схему этого слова — кружок под квадратом: [~~[.
Схема выставляется на доске.
5. Выполнение действий и определение местоположения предметов.
На столе располагаются две группы предметов. Одна группа— большие
предметы (сумка, поднос, коробка, стакан, солонка, миска). Другая группа — мелкие предметы (сахар, скакалка, салфетка, бусы, галстук, доска).
|
|
- Спрячьте маленький предмет под большой предмет.
- Положите скакалку под поднос, бусы под сумку, сахар под стакан,
салфетку под миску, галстук под солонку, доску под коробку.
Дети поочередно кладут один предмет под другой. -А теперь скажите, где что лежит. Где лежит скакалка?... бусы?... сахар?... салфетка?... галстук?... доска?...
6. Выделение окончания -ом из форм творительного падежа.
На доске выставляются пары картинок (друг под другом: гриб — куст, комар — лист, туфли — стул, мяч — стол).
- Назовите эти пары картинок. (Логопед помогает воспроизводить нуж
ную последовательность слов с помощью указки.)
Дети называют: гриб и куст, комар и лист, туфли и стул, мяч и стол.
- А теперь соедините эти слова с помощью третьего слова под, чтобы
один предмет (нижний) был под другим предметом (верхним). Например:
гриб под кустом.
- Послушайте, что слышится в конце этих слов: под кустом, под лис
том, под стулом, под столом (ом). Найдите буквы и составьте их с -ом.
Буквы выставляются около картинок.
7. Выделение окончания -ой из форм творительного падежа.
На доске располагаются следующие пары картинок: кукла и коляска, гриб и сосна, хлеб и салфетка, доска и сковорода, скатерть и миска, лист и доска.
(Работа проводится так же, как и в предыдущем разделе урока.)
8. Придумывание предложений по картинкам на словосочетания: гриб
под сосной, комар под листом.
9. Графический анализ предложения Гриб растет под сосной.
10. Звуковой анализ слова сосны и составление графической схемы.
11. Подведение итогов занятия.