Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.
Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предложениях; развитие звукового анализа и синтеза, а также анализа структуры предложения; расширение глагольного словаря; закрепление в речи правильного согласования существительных и глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе; формирование распространенного предложения.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.
3. Закрепление употребления звука ш в словах.
На доске картинки: шахматы, шоколад, шарф, шляпа, шланг, кукушка, мышка, машина, камыш, Петрушка. Дети называют их.
- Отберите картинки, в названии которых звук ш слышится в начале
слова. (Шоколад, шарф, шланг.) Какой звук произносится после ю?
- Отберите картинки, в названии которых звук ш слышится в середи
не слова. Назовите соседей звука ш.
- Отберите картинки, в названии которых звук ш слышится в конце
слова. Какой звук слышится перед звуком ш?
|
|
4. Автоматизация звука ш в предложениях.
а) Уточнение лексики по теме "Кто (что) какие звуки издает?"
- Посмотрите на картинки и подумайте, какие звуки могут издавать эти
предметы.
Камыш (что делает?) шумит. Повторите предложение. В слове камыш какой по счету звук ш1
Мышка (что делает?) шуршит. Повторите предложение. В слове мышка какой по счету звук ш? А в слове шуршит!
Машина (что делает?) гудит. Повторите предложение. В слове машина какой по счету звук ш!
Кукушка (что делает?) кукует. Повторите предложение. Назовите соседей звука ш в слове кукушка.
Петрушка (что делает?) смеется. Повторите предложение. Назовите соседей звука ш в слове Петрушка.
б) Согласование существительных и глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе.
— Кукушка кукует. А если много кукушек, то как мы скажем? Кукушки кукуют.
Аналогичным образом преобразуются все предложения.
5. Графический анализ предложений и одного из слов предложения.
а) Анализ предложения Мышка шуршит в углу.
б) Анализ слова мышка. Составление графической схемы.
в) Придумывание предложения со словами мышка и калоша.
г) Анализ слова калоша. Составление графической схемы.
д) Сравнение графических схем слов мышка и калоша.
6. Подобрать слова к данным схемам (с использованием картинок).
Предлагаются картинки: кошка, пушка, мешки, башня, шапка, маши
на, карандаш, малыши, шалаши.
7. Подведение итогов занятия.