Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.
Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предложениях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза, а также анализа структуры предложения; расширение словаря за счет прилагательных, обозначающих величину; закрепление в речи правильного согласования прилагательного с существительным в роде, распространенного предложения с определением.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.
3. Добавить в предложение слово, противоположное по значению.
Предлагаются следующие предложения:
Мышка маленькая, а медведь... (большой).
Ромашка маленькая, а дерево... (большое).
Шкаф большой, а шар... (маленький).
Жеребенок маленький, а лошадь... (большая).
Корова большая, а кошка... (маленькая).
Ведро большое, а ведерко... (маленькое).
Последовательность в работе следующая: добавить слово, повторить все предложение, определить, в каких словах есть звук ш, его место в слове (после какого звука, перед каким звуком).
|
|
- Какие слова вы добавляли? (Маленький, большой.) На какой вопрос отвечают слова маленький, большой! (На вопрос какой?) Эти слова обозначают, какой предмет по величине, размеру. Повторите.
4. Определение величины предметов.
На доске пары картинок с изображением предметов, различных по величине: кружка —ведро, шар — машина, игрушка — мешок, шарф — пальто, хлопушка — шкаф, брошка — рубашка, карандаш — дерево.
Дети поочередно называют пары предметов. После называния каждой пары предметов логопед задает вопрос: "Какой из этих предметов большой, а какой маленький?" (Кружка маленькая, а ведро большое и т.д.)
5. Выделение окончаний прилагательных.
- Выберите предметы, которые мы назвали большими. (Ведро, ма
шина, мешок, пальто, шкаф, рубашка, дерево.) Определите, в каких словах
есть звук ш. Какое место этого звука в слове?
— Замените названия картинок словами он, она или оно. Я буду назы
вать картинку, а вы называйте слово он, она или оно.
- Какие слова можно заменить словом он? Назовите их, (Мешок, шкаф.)
Картинки ставятся отдельно.
- Какой мешок по размеру? (Большой.) А шкаф? (Большой.)
— В слове большой какой последний звук? (и). А какой звук слышится
перед и? (о).
Около картинок записывается окончание -ой.
— Выберите предметы, которые можно назвать словом она. (Машина,
рубашка.) Какая машина? (Большая.) Какая рубашка? (Большая.) Что
слышится после ш1 Назовите звуки слова после ш (-ая).
Буквы -ая записываются около картинок.
- Выберите картинки, которые можно назвать словом оно. (Ведро,
дерево.) Ведро какое? (Большое.) Дерево какое? (Большое.) Что слы
шится в конце слова после ш? (-ое).
|
|
Буквы -ое записываются около картинок.
- Назовите предметы, которые мы назвали маленькими. (Маленькая
кружка и т.д.)
6. Добавить в предложение слова большой или маленький.
В углу шуршит мышка. Добавьте, какая мышка (маленькая). Дедушка построил шалаш. (Какой?) Школьники украшали елку. Мы учимся в школе. У кошки родились котята. Бабушка испекла ватрушку.
1. Анализ предложения Бабушка испекла большую ватрушку. Составление графической схемы предложения. Выделение слов со звуком ш.
8. Анализ слова бабушка. Составление графической схемы. Определе
ние места звука ш в слове.
9. Подведение итогов занятия.