Конспект № 8. Тема. Автоматизация звука ш в предложениях

Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предлож­ениях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза, а также анализа структуры предложения; расширение словаря за счет прилагательных, обозначающих величину; закрепле­ние в речи правильного согласования прилагательного с су­ществительным в роде, распространенного предложения с определением.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Добавить в предложение слово, противоположное по значению.
Предлагаются следующие предложения:

Мышка маленькая, а медведь... (большой).

Ромашка маленькая, а дерево... (большое).

Шкаф большой, а шар... (маленький).

Жеребенок маленький, а лошадь... (большая).

Корова большая, а кошка... (маленькая).

Ведро большое, а ведерко... (маленькое).

Последовательность в работе следующая: добавить слово, повторить все предложение, определить, в каких словах есть звук ш, его место в слове (после какого звука, перед каким звуком).

- Какие слова вы добавляли? (Маленький, большой.) На какой вопрос отвечают слова маленький, большой! (На вопрос какой?) Эти слова обо­значают, какой предмет по величине, размеру. Повторите.

4. Определение величины предметов.


На доске пары картинок с изображением предметов, различных по величине: кружка —ведро, шар — машина, игрушка — мешок, шарф — пальто, хлопушка — шкаф, брошка — рубашка, карандаш — дерево.

Дети поочередно называют пары предметов. После называния каждой пары предметов логопед задает вопрос: "Какой из этих предметов боль­шой, а какой маленький?" (Кружка маленькая, а ведро большое и т.д.)

5. Выделение окончаний прилагательных.

- Выберите предметы, которые мы назвали большими. (Ведро, ма­
шина, мешок, пальто, шкаф, рубашка, дерево.)
Определите, в каких словах
есть звук ш. Какое место этого звука в слове?

— Замените названия картинок словами он, она или оно. Я буду назы­
вать картинку, а вы называйте слово он, она или оно.

- Какие слова можно заменить словом он? Назовите их, (Мешок, шкаф.)
Картинки ставятся отдельно.

- Какой мешок по размеру? (Большой.) А шкаф? (Большой.)

В слове большой какой последний звук? (и). А какой звук слышится
перед и? (о).

Около картинок записывается окончание -ой.

Выберите предметы, которые можно назвать словом она. (Машина,
рубашка.)
Какая машина? (Большая.) Какая рубашка? (Большая.) Что
слышится после ш1 Назовите звуки слова после ш (-ая).

Буквы -ая записываются около картинок.

- Выберите картинки, которые можно назвать словом оно. (Ведро,
дерево.)
Ведро какое? (Большое.) Дерево какое? (Большое.) Что слы­
шится в конце слова после ш? (-ое).

Буквы -ое записываются около картинок.

- Назовите предметы, которые мы назвали маленькими. (Маленькая
кружка
и т.д.)

6. Добавить в предложение слова большой или маленький.

В углу шуршит мышка. Добавьте, какая мышка (маленькая). Дедушка построил шалаш. (Какой?) Школьники украшали елку. Мы учимся в школе. У кошки родились котята. Бабушка испекла ватрушку.

1. Анализ предложения Бабушка испекла большую ватрушку. Составле­ние графической схемы предложения. Выделение слов со звуком ш.

8. Анализ слова бабушка. Составление графической схемы. Определе­
ние места звука ш в слове.

9. Подведение итогов занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: