Тема лекции № 7: Система бизнеса и система управления бизнесом

Конспект лекции

Понятие бизнес происходит от английского слова business и означает предпринимательскую деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли. Бизнес может быть малым, средним и крупным в зависимости от его масштабов и числа занятого в нем персонала, причем в разных отраслях и сферах деятельности эти нормы могут заметно различаться.

Вмалом бизнесе действуют предприниматели (бизнесмены) – это собственники, которые самостоятельно выполняют управленческие функции в процессе создания продуктов, выполнения работ или оказания услуг. Здесь предприниматель и менеджер объединяются в одном лице. Однако средние и тем более крупные предприятия, как правило, управляются наемными работ-никами - профессиональными менеджерами, обладающими специальными знаниями, которыми собственники не всегда владеют или владеют в недостаточной степени.

Обычно считается, что понятия «бизнесмен» и «предприниматель» являются синонимами и могут заменять друг друга. Однако в этом случае теряется терминологическая тонкость, состоящая в том, что по своему смыслу слово «предприниматель» характеризует человека, который предпринимает какие-то действия, направленные на организацию определенного дела, бизнеса. Бизнесмен же – это человек, уже занимающийся конкретным делом, бизнесом.

Управлять бизнесом – это значит таким образом организовывать, поддерживать и развивать бизнес, чтобы он стабильно приносил его собственнику максимально возможную прибыль.

В работе предпринимателя, бизнесмена и менеджера можно обнаружить общие черты. Все они стремятся к достижению поставленных целей, применяют определенные способы управления, занимаются организацией, планированием, координацией и контролем деятельности предприятия. Однако, если менеджер рискует своей репутацией и должностью, то предприниматель и бизнесмен – всей своей собственностью. Для снижения этих рисков и достижения успеха нужно, чтобы менеджеры и предприниматели овладевали необходимыми знаниями в области управления бизнесом.

Система подготовки бизнесменов и менеджеров наиболее развита в США. Она имеет три ступени: бакалавр – магистр – доктор философии. В общей сложности в стране насчитывается свыше 1300 учебных заведений, в которых готовят менеджеров и выполняют научные разработки в этой области. Самые известные из них – Гарвардская школа бизнеса, Стенфордская школа бизнеса, Слоуновская школа в Массачусетском технологическом университете, Школа бизнеса Мичиганского университета и др.

В Европе создана ассоциация EFMD – Европейский фонд развития менеджмента, в составе которой насчитывается около 300 центров обучения менеджеров. Кроме того, действует Европейский Фонд Образования, который является учреждением Европейского Союза и базируется в г. Турин, Италия. Создание этого Фонда является одним из элементов реализации таких крупно-масштабных программ Европейского Союза, как Фаре и Тасис, ориентированных на развитие человеческих ресурсов в странах СНГ и Монголии. Деятельность Фонда охватывает сферу обучения, включая начальную последующую профессиональную подготовку, а также переподготовку молодежи и взрослых, в том числе и подготовку в области менеджмента. В этой области предусматривается оказание помощи в создании и развитии школ бизнеса и центров обучения менеджменту, содействие в создании национальных и международных ассоциаций школ бизнеса и центров обучения менеджменту, установление тесных связей между ними, повышение профессионального качества школ бизнеса, содействие развитию предпринимательских навыков и т.д.

Совершенно иной подход к подготовке менеджеров применяется в Японии, где широкое распространение получила практика их обучения внутри самих компаний.

В России управленческие кадры готовят во многих высших учебных заведениях. Наиболее известными среди них являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственная академия управления, Академия народного хозяйства им. Г.В. Плеханова и др.

В Республике Казахстан также ведется интенсивная подготовка менеджеров, обладающих современной теоретической базой и практическими навыками управления бизнесом. В этой исключительно важной для дальнейшего развития страны сфере участвуют практически все крупные университеты, включая и КазНТУ им. К.И. Сатпаева. Кроме того, созданы и успешно функционируют КИМЭП, Международная академия бизнеса, Университет международного бизнеса, Алматинская школа бизнеса и другие специализированные учебные заведения, обеспечивающие возможность получения международно-признанного диплома МВА – мастер делового администрирования.

Большое значение для развития бизнеса имеет государственная поддержка малого бизнеса и предпринимательства. Она проявляется в виде упрощения процедуры регистрации и лицензирования малых предприятий, законодательного предоставления различных льгот лицам, занятым предпринимательской деятельностью, содействии в подготовке квалифицированных кадров для предпринимательской среды, организации и координации Деятельности союзов и ассо-циаций предпринимателей и др. Это нашло отражение в Стратегии «Казахстан - 2030», а также в Указах Президента Республики Казахстан и различных правительственных документах.

Здесь можно сослаться на Указ Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года № 3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства», Указ Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998 года № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности», Государственные программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан и др.

Активно работает над созданием благоприятного бизнес-климата в Казахстане Форум предпринимателей Республики Казахстан, в который входит более 70 ассоциаций пред-принимателей. Для исследования широкого круга экономических проблем предпринимательства и разработки механизма устойчивого развития бизнеса в Республике Казахстан создано Закрытое акционерное общество «Национальный Научно-исследовательский Центр Проблем Бизнеса» (ННИЦПБ). Кроме того, организован Общенациональный Союз предпринимателей и рабо-тодателей «Атамекен».

Несмотря на такое, казалось бы, немалое внимание к проблемам малого и среднего бизнеса в Казахстане, вопросы дальнейшего развития этого исключительно важного сектора экономики по-прежнему не сняты с повестки дня.

Рыночная экономика представляет собой сложнейшую динамическую стохастическую систе­му с множеством взаимодействующих и противодействующих элементов и с немыслимым количеством степеней свободы. Поэтому предприниматели и бизнесмены должны уметь быстро адаптироваться к постоянным изменениям рыночной среды, прогнозировать будущую рыночную ситуацию и использовать ее в своих интересах. Наилучший результат их деятельности может быть достигнут только при условии выбора оптимальных управленческих решений из множества возможных. Однако практика показывает, что далеко не все предприниматели способны и могут управлять своим бизнесом оптимальным образом.

Какую продукцию, в каком количестве и какого качества нужно выпускать и предлагать рынку, сколько и каких ресурсов нужно использовать для этого, где и по какой цене продавать готовую продукцию, как изменится рыночная ситуация в ближайшем и более отдаленном будущем, сохранить или продать свой бизнес, если продать, то по какой цене, какими будут валютные курсы и темпы инфляции, как оценить риск принимаемого решения и на какие результаты можно рассчитывать в новом бизнесе? Все эти и множество других задач приходится решать предпринимателям и бизнесменам в процесс их деятельности. А для того, чтобы успешно решать задачи оптимального управления бизнесом, нужно суметь преодолеть объективные препятствия, которые возникают на этом пути. И самым большим препятствием является отсутствие у многих предпринимателям и бизнесменов достаточных для этого знаний.

Существуют различные сферы бизнеса - производственный бизнес (производство това-ров, выполнение работ, оказание ус­луг), коммерческий бизнес (сфера торговли) и финансовый бизнес (продажа и покупка спе­цифических видов товаров - денег, иностранной валюты и ценных бумаг). Наиболее важное значение для экономики страны и всего общества имеет произ-водственный бизнес.

Для нормального функционирования бизнеса необходима разветвленная инфраструктура, в которую входят обслуживающие биз­нес предприятия, организации и уч­реждения. Они оказывают ему различные услуги - обеспечивают необходимыми средствами производства, транспортом, связью, информацией, кредитными ресурсами, рабочей силой, рекламой, консультациями и т.п.

Бизнес реализует себя в форме предприятий – коммерческих организаций, которые создаются и функционируют с целью получения прибыли от своей деятельности. Выбор участников бизнеса и конкретной организационно-правовой формы предприятия определяется его учредителями, то есть предпринимателями и бизнесменами. Согласно Гражданскому Кодексу Республики Казахстан это могут быть предприятия, находящиеся в индивидуальной или коллективной собственности, юридически оформленные как хозяйственные товарищества или акционерные общества закрытого или открытого типа общества, кооперативы и др.

Предприятие, как субъект рыночных отношений, является открытой экономиче­ской системой, активно взаимодействующей с внешней средой посредством обмена с ней природными ресурсами, готовой продук­цией, энергией, информацией, отходами производства и денеж­ными средствами. Внешняя среда представлена двумя своими формами - окружающей природной средой и общественной средой. Взаимодействие предприятия с природной средой должно быть гармоничным и наносить ей минимальный ущерб. Поэтому экологические аспекты деятельности предпринимателей и бизнесменов регулируются действующим законодательством в области охраны окружающей природной среды и контролируются компетентными государственными органами. Гармоничными должны быть и отношения предприятия с общественной средой - государственными и местными органами власти, инфраструктурой и населением, субъектами рынка, общественными организациями, средствами массовой информации и пр.

Каждое предприятие, как производственно-хозяйствующая система, имеет конкретную организационно-производственную структуру, отражающую состав его производственных и управленческих подразделений, имеющих общую цель, общий производственно-технический, кадровый и энергетический потенциал и общий расчетный счет в банке. На вход предприятия поступают материальные и финансовые ресурсы, в результате преобразования которых на выходе получается готовая продукция, направляемая ее потребителю. Стоимость потребленных в процессе производства ресурсов определяет затраты предприятия, а стоимость реализованной продукции – результаты его деятельности. В совокупности затраты и результаты характеризуют экономику предприятия.

Так как в основе любого бизнеса всегда лежат экономические интересы бизнесменов и предпринимателей, то важнейшим мотивом и целью деятельности любого предприятия является получение максимальной чистой прибыли. Чем лучше работает предприятие над удов-летворением требований покупателей выпускаемой продукции, чем экономичнее оно расходует свои ресурсы, тем большую при прочих равных ус­ловиях сумму прибыли оно получает, тем устойчивее его финансовое состоя­ние, тем надежнее экономика и данный бизнес. Важно не только произвести, но и продать продукцию. Поэтому нужно изыскивать все возможные способы для улучшения ее качества, создания в глазах потребителя положительного имиджа как самого предприятия, так и выпускаемой на нем продукции.

Наряду с этим на результаты деятельности предприятия большое внимание оказывают платежи за банковский кредит, налоги и штрафные санкции. У каждого предприятия в опре-деленные периоды возникает потребность в привлечении денежных средств для пополнения оборотных средств; внедрения новых технологий, покупки техники; освоения производства новых изделий, организации нового дела и т.п. Для этих целей привлекают банковский кредит, за который банку приходится платить проценты. Высокие банковские проценты сдерживают развитие бизнеса и могут в определенных ситуациях разорить бизнесмена или сделать бизнес-идею предпринимателя невыгодной для ее осуществления. Поэтому для процветания бизнеса необходимы низкие проценты за банковский кредит.

Действующий в стране налоговый режим также может оказать негативное влияние на развитие бизнеса и предпринимательства, если он устанавливает чрезмерно жесткие требования к бизнесу и «режет курицу, несущую золотые яйца».

Что касается штрафных санкций за нарушения предприятием существующего законодательства, то они целиком зависят от того, насколько правильно оно строит свои взаимоотношения с внешней средой. Так, значительные загрязнения природной среды, нарушения налогового законодательства или договорных обязательств по отношению к поставщикам и потребителям могут повлечь за собой такие огромные штрафы, которые могут полностью подорвать бизнес и поставить его грань банкротства.

В смысле осознанного влияния на затраты и результаты производства с целью максимизации прибыли предприятие обладает следующими степенями свободы (кроме банковского процента, налогов и штрафных санкций): свобода установления цен на выпускаемую продукцию, свобода формирования затрат, сво­бода выпуска определенных объемов продукции и, нако­нец, свобода выбора номенклатуры и ассортимента выпус­каемой продукции. Все эти свободы не являются абсолютными и зависят друг от друга. Снижение прямых затрат за счет их экономии или увеличение объемов производства дает возможность понизить цены на выпускаемую продукцию и увеличить спрос на нее. Изменения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции также отражается на затратах и результатах работы предприятия и на рыночном спросе. С другой стороны изменения рыночного спроса тоже должны учитываться при формировании производственной программы, соответствующей этому спросу.

Для принятия обоснованных управленческих решений в различных ситуациях бизнесмену необходимо иметь набор эталонных стратегий, каждая из которых характеризует определенный стратегический курс действий, соответствующий ситуации, в которой находится предприятие. Для бизнеса важно, чтобы из этих стратегий была выбрана наилучшая, гарантирующая ему успех и процветание.

Применяемая технология является ключевым звеном любого производ-ства. Именно она определяет расход ресурсов, выход и качество готовой продукции, а следовательно, именно от нее во многом зависят как затраты, так и результаты производства. Смена технологии, как правило, влечет за собой радикальную перестройку всего производства, изменение используемого сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, оборудования, кадрового состава предприятия и т.д.

Не менее важны для предприятия денежные средства, необходимые для закупки сырья, материалов, комплектующих, топлива и энергии, на заработную плату работников, обслуживание сферы обращения. Такие денежные средства называют оборотными средствами, так как они постоян­но возобновляются после продажи изготовленного товара и оп­латы его стоимости потребителями. Задержка этой оплаты приводит к нехватке оборотных средств и к необходимости привлечения банковского кредита. При лавинно-образном росте взаимных неплатежей у многих предприятий наступает спад производства, резко увеличивается инфляция в стране и возникает экономический кризис. Поэтому денежные ресурсы предприятия и его финансовое состояние должны постоянно контролироваться, прогнозироваться, подвергаться целенаправленному регулированию для того, чтобы обеспечить надежное и стабильное функционирование бизнеса.

В структуре предприятия выделяются три взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом блока (или подсистемы) ее элементов: блок производства, блок процессов и блок управления. В первый из них входят основные, вспомогательные, обслуживающие и побочные подразделения, во второй – процессы, протекающие на предприятии (научные исследования, проектирование, изготовление продукции, контроль качества, ремонт и обслуживание обору-дования, складирование, транспортировка и т.д.), а в третий – функции управления: учет, планирование, прогнозирование, анализ, контроль, регулирование, мотивация и т.д. Все эти функции выполняются постоянно, непрерывно и циклично по каждому подразделению и процессу, а также в целом по всему предприятию.

Для соединения всех трех указанных подсистем предприятия в единый организм выполняется такая системообразующая функция, как организация производства и управления. Она обеспечивает взаимную увязку и совместное функционирование во времени и про­странстве живого труда, средств производства и самого управле­ния в процессе изготовления и реализации продукта. Эта функция является весьма сложной, так как включает в себя ряд других функций, таких как нормирование, координация, оперативное планирование, диспетчеризация производства, разделение и кооперация труда, его оплата и стимулирование, снабжение производства ресурсами и сбыт готовой продукции.

Организацией должны быть охвачены все подразделения предприятия, выполняемые в них процессы и управленческие функции. В результате рациональной организации производственного процесса достигается высокая производительность труда, экономия производственных ресурсов, а предприятие выпускает качественную продукцию в необходимом объеме в требуемые сроки и с минимальной длительностью производственного цикла.

Однако, как показывает мировой опыт, на любом предприятии всегда можно обнаружить внутренние резервы, реализация которых позволяет существенно улучшить конечные результаты производства. Очень часто в управлении бизнесом отсутствует системный, комплексный подход, не разрабатываются и не реализуются мероприятия по совершенствова­нию производства и самого управления, не всегда и не везде на должном профессиональном уровне работают маркетинговые службы, а в крайних случаях они вообще отсутствуют.

Все это вместе взятое оборачивается значительными упущениями в управлении и наносит существенный экономический урон экономике бизнеса, снижает его эффективность, а иногда приводит к его полному банкротству. Поэтому всем бизнесменам и предпринимателям, которые по-настоящему заинтересованы в своем успехе и процветании, следует осознать необходимость постоянной кропотливой работы по совершенствованию производства и управления за счет вскрытия и комплексного использования имеющихся резервов.

Для экономической оценки результатов такой работы по каждому разработанному и реализованному мероприятию, направленному на использование внутренних резервов, определяется прирост прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. По тем мероприятиям, которые требуют вложения капитальных затрат (инвестиций), необходимо оценить их эффективность с применением соответствующих методов оценки.

Основная литература: 13 осн. [3 - 47], 17 осн. [69-86]

Дополнительная литература: 19 доп.[ 69-76], 20 доп.[ 116-119]

Контрольные вопросы:

1.Дайте трактовку понятий бизнес и предпринимательство. Какие основные сферы бизнеса вы знаете? В чем заключается их специфика?

2. В чем вы видите сходство и различие в работе предпринимателя, бизнесмена и менеджера? Что значат в вашем понимании слова «управлять бизнесом»?

3. Как организована система подготовки менеджеров в США, Европе, Японии, России и Казахстане?

4. Как вы оцениваете существующий уровень государственной поддержки малого бизнеса и предпринимательства в Казахстане?

5. Расскажите о предприятии как о субъекте рыночных отношений. Как оно должно взаимодействовать с внешней средой?

6. Что является важнейшим мотивом и целью деятельности предприятия, работающего в рыночных условиях?

7. Какое влияние оказывают на бизнес банковский процент, налоги и штрафные санкции?

8. Что такое эталонные стратегии предприятия и для каких целей они используются?

9. Какую роль играет технология в производственном бизнесе?

10. К каким макроэкономическим последствиям может привести лавинообразное нарастание взаимных неплатежей предприятий?

11.Какие подсистемы выделяются в структуре предприятия и как они взаимодействуют друг с другом?

12. Каким образом реализуется такая функция управления, как организация и какую роль она играет в управлении?

13. Для каких целей необходимо вскрывать и реализовывать внутренние резервы предприятий?

14. Как оценивается эффективность мероприятий, направленных на использование этих резервов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: