Психолингвистические подходы

1. Бихевиоризм – основатели Ватсон, Скиннер, Павлов. Скиннер написал книгу «Verbal Behavior». Сущность бихевиоризма основывается на формировании условных рефлексов (формирование ассоциаций между стимулом-словом и последующей реакцией) Чтобы слово запомнилось надо его подкреплять с помощью эмоций, а также повторять. По мнению бихевиористов, язык – это система словесных рефлексов, закрепляемых с помощью механических упражнений и заучивания наизусть, т.е. с помощью формирования привычек. Они считают, что язык это набор привычек (навыков). Изучение ИЯ уподобляется изучению родного. На этом подходе основаны следующие методы: устный метод Пальмера, метод серии Гвена, прямой Берлица, аудиолингвальный, аудиовизуальный, метод невербальных реакций. Бихевиористы утверждают, что любой живой организм можно научить отвечать по задуманному, давая правильную дозу закрепления. Таким образом, в основе Б. лежит заучивание наизусть, не задумываясь над сущностью. Б согласовывается со структурализмом в лингвистике (Блумфилд, Хоккет), цель изучения языка у них – освоение фонем, слов, предложений и грамматических операций. Б. появился в 19веке, а главенствовал в 40-50 гг. 20в.

2. Когнитивизм. В 60-е гг. 20 в. началась борьба бихевиоризма и когнитивизма. Когнитивизм стал доминирующим направлением. Теоретически этот подход обобщил Дэвид Осьюбелл. Сущность когнитивизма – сознательное изучение языка. Здесь могут быть два процесса:

a. дедуктивный (от правила к примерам);

b. индуктивный (от примеров к правилу).

Осьюбелл считал, что процесс усвоения знаний – ступенчатый. Язык, по мнению когнитивистов, - это набор мыслительных правил, знаков, для обозначения понятий. Речь – это форма проявления, воспроизведения системы языка в обществе.

3. Гуманизм. Это подход, основанный на теории Карла Роджерса. Его принципы основываются на эмоциональном аспекте личности:

a. Развитие достоинства личности.

b. Развитие способности адаптироваться.

c. Бесстрессовая обстановка.

d. Рост потенциальных способностей человека.

e. Развитие стратегии обучения (учат учиться).

f. Благоприятные отношения Учителя и ученика.

g. Рассматривает язык как средство социального взаимодействия.

Психолог Лозанов говорил, что, если созданы благоприятные условия для обучения, студент выучит всё. В результате этого подхода личность самореализуется и развивается, а не только приобретаются знания языка – это так называемое консультативное обучение. Учитель – советчик, а не диктатор. Из этого подхода возникают следующие методы:

· консультативное обучение

· метод мыслительных задач

· суггестопедия

Гуманизм сочетается с интеракционализмом (коммуникативностью) в теории языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: