Метод – стройная система обучения языку, основанная на определенном подходе и имеющая свою программу и приёмы. Каждый подход имеет несколько методов. Методы очень изменчивы, они меняются каждые 20-25 лет.
Методы обучения можно разделить на 4 группы:
- бихевиористские (прямые)
- когнитивные (сознательные)
- гуманистические (интенсивные)
- комбинированные
Сознательные методы:
- грамматико-переводный
- лексико-переводный
- сознательно – практические
- сознательно – сопоставительные
Грамматико-переводный метод
Этим методом изучали греческий и латинский языки. Предшественник этого метода – переводно-интуитивный метод Ратихия. В основе – изучение грамматики. Слова изучались в грамматических примерах.
Цель – обучение чтению и письму, переводу, развитие логического и абстрактного мышления.
Принципы:
- изучение правил грамматики (от правил к примерам);
- лексика изучается бессистемно, как иллюстрация к грамматическим правилам, основные упражнения - дословный перевод, чтение, грамматика,
|
|
трансформации;
- язык изучался формально, полумеханическим путём;
- правила особо не анализировались;
- предпочтение отдавалось форме, а не содержанию, нормы родного языка искажались (все объяснения на родном языке).
Представители: Марго, Нурок, Альдендорм. В Германии и России этот метод применялся до Октябрьской революции.
Сознательно – практический метод
Это вариация грамматико-переводного метода на современном этапе. Возник в СССР в 50-60 гг., так как возникла необходимость общаться устно и уметь читать.
Принципы:
- основное средство обучения – упражнение;
- основная цель – развитие мышления на иностранном языке;
- создание сознательного употребления языковых явлений путём формирования навыков аудирования, чтения, говорения. На письмо уделялось мало внимания;
- теории на урок 15%, говорения – 85%;
- родной язык лишь для сопоставления;
- теоретический материал должен закрепляться практикой;
- усвоение материала идёт от устной речи к чтению, а затем к письму;
- идёт интенсивная тренировка звуков и лексики;
- много наглядности;
- принцип развития смысловой догадки;
- письменная речь не предусматривалась программой.
Бихевиористические методы
Революционером в развитии новых методов явился француз Франсуа Гвен, его метод назывался «Метод введения материала сериями предложений». Он предложил изучать язык в ситуациях, по темам и вводить материал в темах по 15 предложений.