Семантизация – это объяснение значения лексики.
Разные учёные выделяют разные способы объяснения слов. Они зависят от уровня владения языком.
1. Прямой (наглядный): путём показа значения на картинках, жестами, действиями, звуками, т.е. происходит прямая ассоциация каждого слова и наглядного изображения без перевода на родной язык. Используется на начальном этапе обучения и в прямых методах.
2. Дефиниции на языке (описание значения на языке). Например, в монолингвальных словарях. Используется в старших классах, в ВУЗах.
3. Использование синонимов / антонимов. Используется в средних классах.
4. Догадка по словообразовательному суффиксу.
5. Угадывание значения по контексту, в примерах.
6. Толкование.
7. Перевод (используется чаще всего, но даёт мало результатов).
II ЭТАП: Тренировка лексики, закрепление – это ситуативный этап).
Основные упражнения:
1. Репродукция (повторение).
2. Подстановочные таблицы.
3. На понимание.
4. Трансформация.
Приёмы повторения:
- Руки-чаша.
- Действующая цепочка.
|
|
- Слово нужно превратить в лексический навык при помощи повторения его не менее 7 раз, чтобы оно легло в долговременную память.
На понимание:
- соотнесение картинки со словами.
- вставить нужное слово в текст.
На память:
- посмотреть на картинку, убрать её и написать всё, что вы запомнили.
- «Отгадай-ка»: поставить несколько предметов на стол, попросить закрыть глаза, а потом дети должны отгадать, что исчезло.
- «Найди предметы».
- «Нарисуй».
- заполнение таблицы.
- описание картинки.
- выбор слов наиболее подходящих для данной картинки или ситуации.
- заполнение комикса.
- выбор из ответов наиболее подходящего к данному вопросу.
Приёмы лучшего запоминания лексики
Объём кратковременной памяти человека составляет 7±2 слова. Для запоминания рекомендуют следующие приёмы:
1) Концентрация внимания на слове, затем подумать на что это слово похоже.
2) Фонетические ассоциации (подобрать похожее слово в другом языке).
3) Придумать картинку на схожие слова.
4) Под мысленной картинкой написать слово.
5) Связать слово с рядом чувственных эмоций и ассоциаций, представить, что вы его видите, чувствуете, слышите и т.д.
6) Повторение в течение 20сек после восприятия, потом через 15-20мин, потом через 1 час, а затем чрез 4 дня.
7) Употребление в речи.
8) Список с ярко написанными словами нужно прикрепить на том месте, где вы его непременно увидите.
9) Список со словами носить с собой.