Методология науки о литературе: проблемы формы и коммуникации

Онтологический метод анализа литературного текста как рассмотрение художественного мира произведения и писателя в его «бытии». Понятие «художественный мир». Лихачев Д.С. «Внутренний мир литературного произведения» и Лотман Ю.М. «Художественное пространство в прозе Гоголя». Фигуры, формы, запахи, фактури, цвета, конфигурации, уплотнения – деперсонализированное бытиев тексте. Л.В. Карасев и его труды по онтологии. Терминологический набор, определяющий инструмент анализа: онтологический порог, эмблема, исходный смысл, иноформа, метонимические образные ряды, вещество.

Формализм. ОПОЯ́З (1916 – 1925) как исток и место его зарождения, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов, стиховеды (С. И. Бернштейн, О. М. Брик), атакже А. Л. Векслер, Л. Я. Гинзбург, Е. Г. Полонская, А. И. Пиотровский, В. М. Жирмунский, Л. В. Щерба, Б. В. Томашевский и др. Работы Шкловского «Воскрешение слова» (1914) и «Искусство как приём» (1917), в которых выдвигался тезис об искусстве как сумме приёмов художника. Понятие структурной модели литературного произведения: ядро – внутренняя форма – внешняя форма. Диахронное рассмотрение культурных явлений.

Структурализм сложился в 50-е годы из соединения достижений «Парижской семиологической школы» (Р. Барт, Ж. Женнетт, Ц. Тодоров), «Бельгийской школы социологии культуры» (Л. Гольдман), американские структуралисты (Дж. Келлер, Дж. Принс, Р. Скоулз). На рубеже 70 – 80-х годов «выродился либо в нарратологию, либо в постструктурализм. Панязыковая основа структуральных исследований. Идея синхронизма в структурализме, который рассматривает культурные факты во вневременном (Ю. Кристева, Р. Барт) или актуальном срезе (П. Хартманн, Х. Ризер) без учета их развития. Соединение различных планов текста. Терминология, используемая структурализмом: актант, актантовая система, бинаризм, деперсонализация, дискурс, структура.

Компаративистика. Труды А. Веселовского, В. Жирмунского, Н. Конрада, Д. Дюришина, А. Дима, Н.А. Фатеевой. Ю.М. Лотман «К построению теории взаимодействия культур». Проблема бытования текста в иноязычной культуре. Генетические и типологические связи между текстами. Компаративистика как литературная синергетика.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ темы Наименование разделов и тем курса Количество часов
Лекции Семи-нары Самостоятельная работа
1. Системный взгляд на методологию филологических исследований 2 часа    
2. Методология науки о литературе: Интерпретационный подход 4 часа    
3. Основные посылки литературного анализа текста   2 часа  
4. Семиотика как наиболее актуальный из общенаучных методов анализа   2 часа  
5. Теоретико-информационный подход к литературному тексту   2 часа  
  Психологическое литературоведение: Х. Эренфельс, АА. Потебня, З. Фрейд   2 часа  
5. Литература в содержательном аспекте. Гносеология и герменевтика на службе литературоведения   4 часа  
6. Историко-функциональный и историко-социологический анализ в литературоведении   2 часа  
7. Частнонаучные методы: мифопоэтика, стиховедение, текстология, лингвопсихология 2 часа    
8. Стиховедение: Терминология, задача, имена   2 часа  
9. Текстология и основы ее подхода к тексту   2 часа  
10. Методология науки о литературе: Проблемы формы и коммуникации 2 часа    
8. Полисематика термина «поэтическая онтология» и его функционалитет.   2 часа  
9. Понятие рецепции в литературоведении   4 часа  
10. История компаративистики   4 часа  
11. Завершена ли историческая поэтика?   2 часа  
Общее количество часов:      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: