Соотношение общенаучного, гносеологического, социологического, частнонаучного, эстетического, коммуникативного и внутрилитературного подходов. Основные методы, представители, терминология.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
Таблица по соотношению подходов и видов анализа, терминологического аппарата и авторов фундаментальных исследований.
МОДУЛЬ 2
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛИТЕРАТУРНОМУ ТЕКСТУ
Описание текста как начальный этап литературного анализа. Дедукция, абдукция и индукция как основа методологии. Общенаучные виды анализа текста: семиотический, теоретико-информационный, психолого-биографический. Системное описание текста как неотъемлемая часть анализа. Понятие заголовочно-финального комплекса и проблема «границ» текста (устного и письменного)
Семиотический анализ и его основы. Близость литературоведения к лингвистике при семиотическом подходе. Концепции Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Л. Ельмеева, Ч. Пирса.
Теоретико-информационный подход и его продуктивность в применении к древним текстам («Илиаде», «Одиссее», «Слову о полку Игореве»). Возможности теоретико-информационного подхода в анализе новейшей литературы. Анализ текста и/или реконструкция авторских знаний и задач.
Психологические методы в литературе. Эренфельс и понятия сверхсуммативности, транспозитивности образа, вневременного и временного образа. Потебня: принцип апперцепции, образ и язык, внутренняя форма с лова и её связь с процессом мышления. Фрейд и его идеи в литературе.
Тема, проблема, идея как полноправные единицы анализа текста при гносеологическом подходе. Три проблемных уровня в произведении: онтологический, культурно-исторический, индивидуально-авторский. Ценностная структура произведения и смысловые оппозиции как путь создания его «смыслового объема». Труды Скафтымова, Свительского и др.
Специфика герменевтического подхода к литературе. Герменевтический круг, интерпретация, понимание как понятийный аппарат герменевтики: Шлейермахер, Хайдеггер, Гадамер, А.В. Михайлов.
МОДУЛЬ 3