ПЛАН:
I. Эстетический подход: от структурализму к постструктурализму
II. Полисематика термина «поэтическая онтология» и его функционалитет.
III. Коммуникативный подход к литературному тексту
IV. Частнонаучные методы анализа
Литература:
- Зусман В.Г. Литература и методы ее изучения. Системный и синергетический подход: учебное пособие / В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. –М.: Флинта, 2002
- Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Intrada, 2008
- Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Академия, 2009
- Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. – М., 1995
- Тюкина С.В. О понятии «поэтическая онтология» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. №6. С. 85-98.
- Шайтанов И. Компаративистика и/или поэтика. – М.: РГГУ, 2010.
- Венедиктова Т. О пользе литературной истрии для жизни // НЛО, 2002.
ПЛАН
Семинарского занятия № 10
Тема: «Полисематика термина «поэтическая онтология» и его функционалитет»
- Цветопись в поэме «Ворон» Э. По, В каких строфах, в каком контексте появляется цвет. Набор синонимов для обозначения цветов и его специфика.
- Сочетание цвета и материала; цвета, материала и «места» (верх-низ), движения /неподвижности.
- Внутреннее и внешнее в поэме. Замкнутость как принцип. Подробности интерьера и их смыслы:
- параллелизм дерева за окном и непентеса в мечтах (сухое и живительное, зимнее и летнее)
- кресло героя, бюст ворона
- подушка для героя и для Линор.
ПЛАН
Семинарского занятия № 11 -12
Тема: «Понятие рецепции в литературоведении»
1. Понятие автора в классической поэтике
Литература:
- Принципы интерпретации текста. Понятие автора // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель / под ред. Е.А. Цургановой. – М.: Intrada, 2010. – С. 98 – 101.
- Корман Б.О. Итоги И перспективы изучения проблемы автора // Б.О. Корман Страницы истории русской литературы. – М., 1971. – С. 199 – 207.
И.В. Фоменко «Семантика «пустого места» // Анализ одного стихотворения. «О чем ты воешь, ветр ночной?..»: Сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун–т, 2001. – С. 42–48. или https://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/publications/fomenko.html
2. Интертекст «Ворона» Э.А. По (Диккенс, китайские классические поэмы)
Типы влияния и творческого «перечитывания: Клинамен, Тессера, Кеносис, Ааймонизация, Аскесис, Апофрадес.
Блум Х. Страх влияния. – любое издание.
ПЛАН