Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт – Петербургский государственный университет
телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»
«Архангельский колледж телекоммуникаций (филиал) Санкт-Петербургского
Государственного университета телекоммуникаций им. Проф. М.А. Бонч-Бруевича»
АКТ (филиал) СПб ГУТ
Составила
Л.И. Рудакова
Русский язык. Орфография
Учебно-методическое пособие
Архангельск 2006
Русский язык. Орфография. Учебно-методическое пособие. Составила Рудакова Л.И., преподаватель АКТ (филиал) СПб ГУТ, Архангельск. 2006.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Архангельского колледжа телекоммуникаций (филиал) СПб ГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.
Данное пособие предназначено для закрепления теоретических знаний и отработке грамотного письма по наиболее трудным темам по орфографии.
Рецензенты: преподаватель Архангельского лесотехнического колледжа Императора Петра I Приходько Э.С. и преподаватель Архангельского колледжа телекоммуникаций (филиал) СПб ГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича Самоукова И.Л.
|
|
Ó Архангельский колледж телекоммуникаций (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2006
Усл. печ. л. 1,40
Содержание
Введение 4
Тема: Правописание гласных после шипящих и Ц 5
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце слов
для обозначения грамматической формы слова 9
Тема: Правописание разделительных Ъ и Ь знаков 11
Тема: Правописание безударных и чередующихся
гласных в корне слова 14
Тема: Правописание глухих, звонких и непроизносимых
согласных 19
Тема: Правописание приставок, не изменяющихся
на письме. Приставки на –з (-с) 22
Тема: Правописание приставок ПРЕ- (ПРИ-).
Буквы Ы и И после приставок 24
Тема: Правописание -Н и -НН- во всех частях речи 29
Тема: Правописание частиц НЕ и НИ со всеми частями речи 34
Литература 38
Введение
Данное учебно-методическое пособие предназначено для отработки навыков грамотного письма. В пособии представлены наиболее сложные темы по орфографии («Правописание гласных после шипящих и Ц», «Мягкий знак после шипящих и для обозначения грамматической формы слова», «Правописание разделительного Ъ и Ь знаков», «Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова», «Правописание глухих, звонких и непроизносимых согласных», «Правописание приставок на -з (-с) и пре- (при-)», «Правописание -Н- и -НН- во всех частях речи», «Правописание частиц НЕ и НИ со всеми частями речи»), которые вызывают затруднение при изучении в неполной средней школе, так как в систематическом курсе изучение орфографии предусмотрено попутно с морфологией и другими разделами языкознания. Орфографические темы оказываются раздробленными по годам обучения, поэтому студенты представляют орфографию русского языка в виде хаотичного скопления множества правил, не имея целостной системы, не понимают взаимосвязи правописания морфем или частей речи, что и показывают пробелы в знаниях студентов.
|
|
К каждой теме дается теоретический материал для наблюдения и обобщения. Систематизированное представление теоретического материала предполагает использование индуктивного метода, способствующего развитию логического мышления. Студенты учатся сравнивать, сопоставлять языковые явления, отрабатывать умения, устанавливать сходство и различие, делать выводы и обобщения. В практической работе используется дедуктивный метод. Дидактические материалы, отобранные для упражнений, способствуют совершенствованию умений грамматического анализа и формированию на этой основе орфографической грамотности. Предлагаются материалы для самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы. Представлены различные виды словарных диктантов (для комментированного письма, распределительные, для визуальной проверки). Даются тесты тренировочного и контрольного характера.
Тема: Правописание гласных после шипящих и Ц
Часть слова (корень) Ё – Е (чередование) щ ё лка (щ е ль),
под ударением пчёлка (пчела)
под ударением О (нет чередования) ш о рох, трущ о ба,
чащоба
Существительное, прилагательное, наречие
суффикс О (под ударением) горячо, грошовый,
речонка
Е (без ударения) реч е нька, певуч е