Введение. Государственное образовательное учреждение

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт – Петербургский государственный университет

телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»

«Архангельский колледж телекоммуникаций (филиал) Санкт-Петербургского

Государственного университета телекоммуникаций им. Проф. М.А. Бонч-Бруевича»

АКТ (филиал) СПб ГУТ

Составила

Л.И. Рудакова

Русский язык. Орфография

Учебно-методическое пособие

Архангельск 2006

Русский язык. Орфография. Учебно-методическое пособие. Составила Рудакова Л.И., преподаватель АКТ (филиал) СПб ГУТ, Архангельск. 2006.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Архангельского колледжа телекоммуникаций (филиал) СПб ГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.

Данное пособие предназначено для закрепления теоретических знаний и отработке грамотного письма по наиболее трудным темам по орфографии.

Рецензенты: преподаватель Архангельского лесотехнического колледжа Императора Петра I Приходько Э.С. и преподаватель Архангельского колледжа телекоммуникаций (филиал) СПб ГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича Самоукова И.Л.

Ó Архангельский колледж телекоммуникаций (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2006

Усл. печ. л. 1,40

Содержание

Введение 4

Тема: Правописание гласных после шипящих и Ц 5

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце слов

для обозначения грамматической формы слова 9

Тема: Правописание разделительных Ъ и Ь знаков 11

Тема: Правописание безударных и чередующихся

гласных в корне слова 14

Тема: Правописание глухих, звонких и непроизносимых

согласных 19

Тема: Правописание приставок, не изменяющихся

на письме. Приставки на –з (-с) 22

Тема: Правописание приставок ПРЕ- (ПРИ-).

Буквы Ы и И после приставок 24

Тема: Правописание -Н и -НН- во всех частях речи 29

Тема: Правописание частиц НЕ и НИ со всеми частями речи 34

Литература 38


Введение

Данное учебно-методическое пособие предназначено для отработки навыков грамотного письма. В пособии представлены наиболее сложные темы по орфографии («Правописание гласных после шипящих и Ц», «Мягкий знак после шипящих и для обозначения грамматической формы слова», «Правописание разделительного Ъ и Ь знаков», «Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова», «Правописание глухих, звонких и непроизносимых согласных», «Правописание приставок на -з (-с) и пре- (при-)», «Правописание -Н- и -НН- во всех частях речи», «Правописание частиц НЕ и НИ со всеми частями речи»), которые вызывают затруднение при изучении в неполной средней школе, так как в систематическом курсе изучение орфографии предусмотрено попутно с морфологией и другими разделами языкознания. Орфографические темы оказываются раздробленными по годам обучения, поэтому студенты представляют орфографию русского языка в виде хаотичного скопления множества правил, не имея целостной системы, не понимают взаимосвязи правописания морфем или частей речи, что и показывают пробелы в знаниях студентов.

К каждой теме дается теоретический материал для наблюдения и обобщения. Систематизированное представление теоретического материала предполагает использование индуктивного метода, способствующего развитию логического мышления. Студенты учатся сравнивать, сопоставлять языковые явления, отрабатывать умения, устанавливать сходство и различие, делать выводы и обобщения. В практической работе используется дедуктивный метод. Дидактические материалы, отобранные для упражнений, способствуют совершенствованию умений грамматического анализа и формированию на этой основе орфографической грамотности. Предлагаются материалы для самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы. Представлены различные виды словарных диктантов (для комментированного письма, распределительные, для визуальной проверки). Даются тесты тренировочного и контрольного характера.

Тема: Правописание гласных после шипящих и Ц

Часть слова (корень) Ё – Е (чередование) щ ё лка (щ е ль),

под ударением пчёлка (пчела)

под ударением О (нет чередования) ш о рох, трущ о ба,

чащоба

Существительное, прилагательное, наречие

суффикс О (под ударением) горячо, грошовый,

речонка

Е (без ударения) реч е нька, певуч е


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: